Марков Максим Александрович
В данной статье будет сделана попытка открыть для читателей банкоматную сеть, как одно из важных и актуальных направлений развития розничного банковского бизнеса в России. Предметом обсуждения, в частности, станет развитие банкоматных и терминальных сетей в России, плюсы и минусы их функционирования для банков.
Справочная информация: банкомат (с англ. en: Automated Teller Machine, ATM) - электронный программно-технический комплекс, предназначенный для совершения без участия уполномоченного работника кредитной организации операций выдачи (приема) наличных денежных средств, в том числе с использованием платежных карт, и передачи распоряжений кредитной организации о перечислении денежных средств с банковского счета (счета вклада) клиента, а также составления документов, подтверждающих соответствующие операции. Порядок применения банкоматов в осуществлении расчётов по банковским картам в России определяется Положением Банка России «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» № 266-П от 24 декабря 2004 г. Согласно данным Банка России [1], на 01.01.2008г., в России было установлено 54 314 банкоматов, а по данным компании Retail Banking Research Ltd, общий парк банкоматов в России является крупнейшим в Центральной Европе и по состоянию на 01.01.2009г. достиг значения около 70500 банкоматов[2]. По состоянию на 01 января 2009г. общее число эмитированных банковских карт на территории России превысило 119 млн. шт., увеличившись за год более чем на 16 млн. банковских карт. На фоне постепенного и в конечном итоге неизбежного привыкания россиян к наличию в своем платежном инструментарии (пусть даже и потенциально) банковских карт[3], вынужденно растет и сеть информационно-платежных устройств самообслуживания (в т.ч. банкоматов), позволяющих клиентам осуществлять какие-либо операции с их использованием.
Для целей получения наилучшего представления о том, что представляет собой функционирование банкоматной сети для банка, статья разделена на две части: первая о трудностях, с которыми сталкиваются банки - владельцы банкоматных сетей, вторая - о преимуществах, которые получают эти банки, имея в своем «активе» подобный инструмент развития розничного бизнеса.
Часть первая
Итак, рассмотрим вкратце трудности, с которыми неизбежно сталкиваются банки на территории Российской Федерации при развитии и обслуживании собственных банкоматных сетей, многие из которых, на мой взгляд, повлияли на возникновение мифа «о нерентабельности банкоматных сетей»:
1) дороговизна оборудования;
2) договорное сопровождение;
3) безопасность и страхование;
4) техническое обслуживание и ремонт;
5) функционал;
6) высокая конкуренция;
7) оценка эффективности функционирования банкоматной сети.
1) Дороговизна оборудования. Стоимость одного современного банкомата составляет от 10 до 30 тысяч USD в зависимости от модификации. Установка одного банкомата может обойтись еще в 300-500 USD единовременно (без учета стоимости перевозки банкомата до предполагаемого места установки). Помимо монтажа, необходимо обеспечивать постоянное оперативное техническое (в т.ч. постгарантийное) и финансовое обслуживание банкомата, обеспечить его безопасность и страхование на сумму не менее балансовой стоимости банкомата и примерной суммы загружаемой в него денежной наличности[4] (±%). ............