Советский композитор, пианист (1906-1975)
Шостакович, без сомнения, был и остается величайшим композитором XX века. Современники, знавшие его близко, утверждали, что он рассуждал примерно так: зачем лезть на рожон, если потомки все равно будут знать о тебе по музыкальным произведениям? Шостакович не обострял отношения с властью. Но в музыке он протестовал против насилия над личностью. И это в то время, когда он был членом КПСС и беспрекословно следовал ее указаниям. В силу такой «принципиальной мягкости характера» он выступал на партийных пленумах и говорил с трибуны то, что от него требовали. Эти слова не только полемизировали с его творчеством, но и шли вразрез с самой его жизнью. Таково мнение многих людей, знавших Д. Шостаковича лично. И мнение это во многом основывалось на «кухонных» беседах с композитором.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге. В 1925 году он закончил Ленинградскую консерваторию. Уже Первая симфония, которую написал 19-летний композитор, заявила о рождении неординарного таланта.
После революции из России уехали многие талантливые композиторы — Рахманинов, Прокофьев, Стравинский, Глазунов. Создавшийся вакуум стал быстро заполняться музыкальными посредственностями, которые объединялись в различные общества типа Пролеткульта. Именно в такой среде начал творческую жизнь молодой Шостакович.
Революционно-партийная тема в его творчестве занимала в те годы большое место, была в центре внимания композитора во время работы над музыкой к кинофильмам «Встречный», «Великий гражданин», кинотрилогии о Максиме и в других сочинениях.
В 1932 году 26-летний композитор написал оперу «Леди Макбет Мценского уезда». В январе 1934 года состоялась ее премьера в Ленинградском Малом оперном театре и московском Музыкальном театре имени Немировича-Данченко. Опера имела большой успех. За два сезона в Ленинграде прошло 83 спектакля, в Москве — около 100. Успех композитора вызвал бурную реакцию в газетах: в то время было принято ругать все непонятное. Наряду с восхищенными отзывами в прессе появились статьи, в которых композитора обвиняли в формализме. Шостакович отвечал на такие статьи, защищая свое право на творчество и открещивался от приписываемых ему формалистических экспериментов. Он утверждал, что нельзя шельмовать новое произведение только за то, что язык его непонятен.
В 1935 году его опера и балет «Светлый ручей» были поставлены в Большом театре. После премьеры началась новая кампания гонений на Шостаковича. Это неудивительно: две премьеры крупных произведений молодого композитора — и сразу в Большом театре. Такой своеобразный «парад премьер», да еще успешный, привлек к себе внимание многих. К тому же в 1935 году музыка Шостаковича с успехом прозвучала за рубежом, его сочинения исполнялись в Европе и в Америке.
28 января 1936 года газета «Правда» опубликовала разгромную статью «Сумбур вместо музыки». Вот цитата из нее: «Обрывки мелодий, зачатки музыкальной фразы тонут, исчезают в грохоте, скрежете и визге... Музыка крякает, ухает, пыхтит, задыхается, чтобы как можно натуральнее изобразить любовные сцены...» Через несколько дней появилась другая статья: «Балетная фальшь». Шостакович первым из музыкантов принял на себя удар, направленный на многих его коллег.
Однако в свое оправдание он не опубликовал ни строки. ............