Часть полного текста документа:Добрянский-Сачуров Адольф Иванович (1817-1901). Кирилл Фролов, Москва Выдающийся карпаторусский ученый и общественный деятель, принадлежащих к плеяде "карпаторусских будителей", зачинатель движения за возвращение униатов в Православие Адольф Иванович Добрянский-Сачуров (1817-1901) - выдающийся карпаторусский ученый и общественный деятель, принадлежащих к плеяде "карпаторусских будителей", зачинатель движения за возвращение униатов в Православие. Высшее образование получил по двум факультетам: философскому в Кошицах (1833 г.) и Ягре (1834 г.) и юридическому - в Ягре (1836 г.). Добрянский формально был униатом, однако его подлинные религиозные взгляды представляются весьма интересными - при своем формальном униатстве Добрянский исповедовал православную догматику: "Это выражалось во множестве фактов его личной жизни и общественной деятельности, и в статьях на богословские темы... Будучи сам униатом, он всегда однако предпочитал посещать богослужение православное и сближаться с православным духовенством; некоторых детей своих он крестил в церквях православных; во время же поездки по России он с особенным чувством посещал наши храмы и монастыри...Он же был двигателем того вероисповедного движения между западными славянами, которое привело к образованию православных общин между венским и чехами, а также на юге между словинцами и хорватами" [1]. Добрянский пытался пересмотреть всю логику унии - сделать ее не мостом от Православия к католицизму, а наоборот - сначала отстоять церковно-славянский язык и чистоту восточного обряда, а затем вернуться и к православной догматике, "... почему и считал полезным ратовать как бы за унию в беседах с католическими словинцами или чехомораванами, переманивая их к возврату сначала к обрядам и организации, а затем уже к догматам кирилло-мефодиевской церкви" [2]. Таким образом, Добрянский ставил задачу вернуть в Православие весь славянский мир, в том числе традиционно католические Чехию, Хорватию и Словению, серьезно готовил для этого почву, воспитывая целую генерацию интеллигенции в православном славянофильском духе, справедливо полагая, что сам акт перехода в Православие будет эффективен только тогда, когда наберется "критическая масса" православно мыслящих священников и мирян, тогда он будет массовый, всенародный, а не единичный. Именно такой стратегии придерживался знаменитый галицко-русский священник Маркелл Поппель, внесший огромный вклад в дело воссоединения холмских униатов, и архиепископ Могилевский Иосиф (Семашко), который вел дело воссоединения белорусских униатов деликатно, но неуклонно, в течении многих лет. Тогда же, в университете, Добрянский сформировался как православный славянофильский деятель и лидер славянского студенчества. После завершения образования был госслужащим Австро-Венгерской империи. Во время нахождения в Чехии Добрянский познакомился с В. В. Ганкою и другими деятелями Славянского возрождения. В 1848 году мадьярские власти предпринимают первую попытку физически устранить Добрянского, вследствие чего он переезжает во Львов, находившийся под непосредственной австрийской юрисдикцией. Во Львове Добрянский становится активным деятелем галицко-русского движения, принимает участие в работе "Головной русской рады". ............ |