Эффекты социально-психологических тренингов
План работы
1. Классификация эффектов
2. Проблема изучения долговременных эффектов, сохранение эффектов СПТ
3. Применимость результатов социально-психологического тренинга вне тренингового простанства
3.1 Этические проблемы, возникающие в процессе тренинга
3.2 Проблемы, связанные с отбором участников тренинговой группы
3.3 Индивидуальные особенности участников
1. Классификация эффектов При применении групповых методов и социально-психологического тренинга в частности возникают эффекты двух групп: эффекты, касающиеся всей группы участников в целом, и эффекты, проявляющиеся у каждого участника в отдельности. Наиболее значимым в рамках диссертационной работы является вопрос о воздействии СПТ на личностные характеристики участников, в сфере их взаимоотношений с социальным окружением вне тренинга. В ходе СПТ происходит изменение личностных диспозиций участников. Вне группы тренинга под влиянием культурного и ценностного контекста обыденного социального окружения возникают эффекты, связанные с включением измененных личностных диспозиций в социальное существование индивида вне благоприятных условий тренинговой группы. Такие эффекты, проявляющиеся через определенное время после окончания тренинговых сессий, мы называем долговременными эффектами.
М. Мейгас предлагает определить "всевозможные изменения в человеке, возникающие под воздействием СПТ" понятием психологического эффекта СПТ [76, 21]. Это определение представляется несколько односторонним. Если говорить, что эффект СПТ может быть исключительно психологическим, то это значит, что мы должны отвергнуть факт существования множества видов СПТ, направленных как на изменение личностных качеств участников, так и не предусматривающих изменения личностных диспозиций, а направленных на формирование новых прикладных качеств и навыков. Также нельзя согласиться с утверждением, что любое изменение в человеке под воздействием СПТ является психологическим эффектом. В ходе СПТ возникает множество сопутствующих эффектов, не имеющих отношения к психической сфере личности участника. Примером таких изменений может служить улучшение физической формы, расширение кругозора и пр.
Понятие эффекта СПТ нуждается во более детальной проработке, а сами эффекты подлежат структурированию и классификации.
Словарь иностранных слов определяет эффект как результат действия какой-либо причины, силы, следствие чего-либо. Мерой измерения эффекта считают эффективность. Эффективность – это оценочная или нормативная категория, которая является итогом сравнения полученных результатов с поставленными целями.
Эффективность на практике можно оценивать на четырех уровнях:
1. Достижение общечеловеческих целей;
2. Достижение общекультурных целей;
3. Достижение групповых целей;
4. Достижение индивидуальных целей [78, 7].
М.Мейгас, Г.Пихо, М.Сеэт проводят классификацию эффектов СПТ по различным основаниям:
"Эффект СПТ позитивный, когда СПТ способствует развитию человека как члена общества. Пока мы не имеем возможности измерить эффект в большом масштабе и не знаем всех закономерностей влияния СПТ, эффект может быть и негативным. ............