Часть полного текста документа:Египет и Русь: Солнечная связь осприятие Египта в России было окрашено влиянием Ветхого завета. Существовал стереотип "тьмы египетской". Причины понятны. Они - в трагических событиях древней истории иудейского народа, отзвук которых проникает в христианский мир. Только успехи египтологии XIX-XX столетий создали новый, позитивный образ "страны пирамид". Оказалось, что иконография христианства многое взяла из искусства Египта. Может быть. образы египетской культуры достигали Восточной Европы еще до ее христианизации! Попробуем всмотреться в такой, казалось бы, детально изученный аспект египетской религии, как почитание солнца. "Учение жизни" ультуру Древнего Египта можно сравнить с гимном солнцу. Изображения солнечного диска встречаются в египетском искусстве на всем протяжении его истории. И наверное, самый яркий и чистый аккорд этого гимна - солнечный культ Эхнатона (В последние десятилетия египтологами проделана большая работа по уточнению произношения древнеегипетских имен (например, Эх-не-йот, Йот, Нефр-эт вместо Эхнатон, Атон, Нефертити. и т. д.), однако в популярной статье автор сохраняет их условные формы, которые стали традиционными.). "Учением жизни" назвал его в надписи в гробнице один из современников этого фараона. В XIV веке до н. э. Эхнатон сделал попытку заменить многобожие религией единого Атона - солнечного бога. Это была первая известная нам попытка введения монотеизма. Эпохе фараона-реформатора посвящены сотни книг. Но все ли ясно в учении фараона-солнцепоклонника? Культ Атона иногда трактуют как плод свободного творчества Эхнатона, полный разрыв с традицией. Действительно, этот фараон-отступник вызвал оппозицию жрецов прежних богов. Жрецы постарались предать забвению его имя. Но в сохранившихся надписях эпохи Эхнатона рядом с именем Атона встречаются и имена некоторых старых богов, другие традиционные образы. Они позволяют глубже понять "учение жизни". "Да слышу (я) голос твои сладостный во Дворе солнечного камня (когда) творишь ты службу отца твоего солнца живого". Это обращение к Эхнатону - верховному жрецу нового культа. "Двор солнечного камня" - главная святыня храма Атона. "Солнечным камнем" назывался обелиск - символ первичного холма, на котором родилось солнце, чтобы творить мир. Об этом повествует предание египетского города, который греки звали Гелиополем. "Солнечный камень" при Эхнатоне обозначали тем же словом, что в гелиопольском мифе: "бенбен" ("восходящий из хаоса"). А вот воспринимали его сторонники ноной религии, по-видимому, чисто умозрительно. Служба Атону свершалась под открытым небом, в залитом солнцем храмовом дворе, и там не было обелисков, только жертвенники и алтари. Так, может быть, мифы Гелиополя - источник "учения жизни" Эхнатона? С Гелиополем его связывали родственники по матери; один из высших жреческих титулов культа Атона - "великий видением" - гелиопольского происхождения. Солнце там издавна называли "Ра", и это имя не отверг Эхнатон. А в начале его правления бытовал еще один гелиопольский образ, очень важный для понимания реформы Эхнатона. "Да живет Ра-Гарахути, ликующий на небосклоне своем, как Шy, который есть Атон". В этих словах из солнечного гимна солнце названо именем Шy, воздушного бога. В гелиопольском мифе Шу был сыном Атума (не Атона!), предвечного бога, который есть "Все" и "Ничто". ............ |