Министерство образования и науки Украины
Донбасский Государственный Технический Университет
Факультет менеджмента
РЕФЕРАТ
по дисциплине: « Методология и организация научных исследований»
на тему: «Эмпирические методы исследования»
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Методы вычленения и исследования эмпирического объекта
2. Наблюдение эмпирического научного познания
3. Получение информации эмпирическим методом
4. Эксперимент - базовый метод науки
5. Научные факты эмпирического исследования
6. Методы предполагающие работу с полученной эмпирической информацией
7. Методологические аспекты
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Современная наука достигла своего нынешнего уровня во многом благодаря развитию своего инструментального набора – методов научного исследования. Все существующие сейчас научные методы можно разделить на эмпирические и теоретические. Главным их сходством является общая цель – установление истины, главным различием – подход к исследованию.
Учёных, которые считают эмпирическое познание главным, называют «практиками», а сторонников теоретического исследования соответственно «теоретиками». Возникновение двух противоположных школ науки, обусловлено частым несоответствием результатов теоретического исследования и практического опыта.
В истории познания сложились две крайние позиции по вопросу о соотношении эмпирического и теоретического уровней научного познания: эмпиризм и схоластическое теоретизирование. Сторонники эмпиризма сводят научное знание как целое к эмпирическому уровню, принижая или вовсе отвергая теоретическое познание. Эмпиризм абсолютизирует роль фактов и недооценивает роль мышления, абстракций, принципов в их обобщении, что делает невозможным выявление объективных законов. К тому же результату приходят и тогда, когда признают недостаточность голых фактов и необходимость их теоретического осмысления, но не умеют оперировать понятиями и принципами или делают это не критически и неосознанно.
1. Методы вычленения и исследования эмпирического объекта
К эмпирическим методам исследования относят все те методы, приемы, способы познавательной деятельности, а также формулирования и закрепления знаний, которые являются содержанием практики или непосредственным результатом её. Их можно разделить на две подгруппы: методы вычленения и исследования эмпирического объекта; методы обработки и систематизации полученного эмпирического знания, а также на соответствующие им формы этого знания. Это может быть представлено с помощью списка:
⁻ наблюдение — способ сбора информации, осуществляемого на основе регистрации и фиксации первичных данных;
⁻ изучение первичной документации – основан на исследовании документированной информации, непосредственно зафиксированной ранее;
⁻ сравнение – позволяет проводить сравнения исследуемого объекта с аналогом;
⁻ измерение – способ определения фактических численных значений показателей свойств исследуемого объекта посредством соответствующих измерительных единиц, например, ваттами, амперами, рублями, нормо-часами и т.п.;
⁻ нормативный – предусматривает использование совокупности определенных установленных нормативов, сравнение с которыми реальных показателей системы позволяет установить соответствие системы, например, принятой концептуальной модели; нормативы могут: определить состав и содержание функций, трудоемкость их выполнения, численность персонала, тип и др. ............