Часть полного текста документа:Факторинг Факторинг - это выгодная форма финансирования, позволяющая фирме сконцентрироваться на производственных проблемах и максимизации прибыли, ускоряющая получение платежей, гарантирующая погашение задолженности и снижающая расходы по ведению счетов. Владимир Михайлович Родионов Финансовая Академия при правительстве Российской Федерации. Факторинг - это выкуп платежных требований у поставщика товаров (услуг). Внедрение факторинга в хозяйственный обиход связано с появлением "второго дыхания" у старого, как мир, коммерческого кредита, при котором продавец предоставляет покупателю отсрочку платежа. Коммерческий кредит в известной мере заменяет традиционный банковский кредит, поскольку одни предприятия при реализации товаров выступают в качестве непосредственных кредиторов, а другие - в качестве заемщиков. Практика показала, что кредиторы из числа промышленных предприятий имеют, как правило, хорошее финансовое положение и более легкий доступ к банковским ресурсам. Получая банковские ссуды, такие предприятия, в свою очередь, предоставляют отсрочку платежа предприятиям-покупателям и ... тут-то и встает со всей неизбежностью вопрос о риске, являющемся неотъемлемой частью любой кредитной операции. Этот риск бывает связан не только с отсрочкой платежа, но и с неоплатой товара вообще. Поэтому в странах развитой рыночной экономики столь серьезное внимание уделяется соблюдению сроков платежей. Деятельность факторинговых компаний и факторинговых отделов банков как раз и призвана решать проблемы рисков и сроков платежей в отношениях между поставщиками и покупателями и придавать этим отношениям большую устойчивость. Что же представляют собой факторинговые операции? Какие в них участвуют персонажи? Слово "factor" в переводе с английского означает маклер, посредник. С экономической точки зрения, факторинг относится к посредническим операциям. Факторинг можно определить как деятельность специализированного учреждения (факторинговой компании или факторингового отдела банка) по взысканию денежных средств с должников своего клиента (промышленной или торговой компании) и управлению его долговыми требованиями. Факторинговые компании, кроме собственно факторинга, оказывают обычно еще и ряд сервисных услуг, таких как постановка бухгалтерского учета для предприятий-клиентов, ведение дебиторской бухгалтерии, аудит, подготовка разнообразной статистики (обзоров, сводок и т. п.). Факторинговые компании чаще всего представляют собой дочерние фирмы при крупных банках. Это связано с тем, что факторинговые операции требуют привлечения крупных денежных средств, которыми сами факторинговые компании изначально не обладают, а получают их от "родительского банка" на условиях льготного кредитования. Собственные средства факторинговых компаний обычно составляют не более 30% всех их ресурсов. Итак, в факторинговых операциях участвуют три стороны: - факторинговая компания (или факторинговый отдел банка) - специализированное учреждение, покупающее счета-фактуры у своих клиентов; - клиент (поставщик товара, кредитор) - промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией; - предприятие (заемщик) - фирма-покупатель товара. Факторинговые услуги предоставляются "без финансирования" или "с финансированием". В первом случае клиент, продавший счет-фактуру факторинговой компании, получает от последней сумму счета-фактуры при наступлении срока платежа. Bo-втором случае клиент может требовать немедленной оплаты счета-фактуры вне зависимости от предусмотренного срока платежа за товар. ............ |