Дипломная работа
ФЕНОМЕНЫ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОРРЕКЦИИ В КОНФЛИКТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Конфликт как механизм развития человеческой деятельности
1.1 Психологический смысл понятия «конфликт»
1.2 Характеристика конфликтной компетентности
Глава 2. Рефлексия как одна из основных составляющих конфликтной компетентности
2.1 Психологический смысл понятия «рефлексия»
2.2 Виды рефлексии
2.2.1 Коммуникативная рефлексия
2.2.2 Личностная рефлексия
2.2.3 Предметная рефлексия
Глава 3. Психологические особенности подростков
3.1 Особенности подросткового общения
3.2 Психологические особенности популярных и непопулярных подростков
Глава 4. Эмпирическое исследование феноменов рефлексивной коррекции
4.1 Экспериментальная гипотеза
4.2 Описание процедуры исследования
4.3 Методики исследования
4.3.1 Схема наблюдения конфликтного взаимодействия подростков
4.3.2 Схема анализа ответов на вопросы поэтапного интервью
4.3.3 Способы оценки степени коррекции поведения подростков в конфликтном взаимодействии
4.4 Обсуждение полученных данных
Выводы
Заключение
Литература
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа проводится в рамках исследования конфликтной компетентности в подростковом возрасте. Формирование конфликтной компетентности нами рассматривается как один из базовых комплексных феноменов развития общих способностей подростка. Причем развитие способностей возможно не только при взаимодействии подросток – взрослый, но и подросток – подросток. При этом вектор на развитие должен направляться взрослым.
Интерес нашего исследования составляют:
· актуальный уровень развития рефлексивной составляющей конфликтной компетентности старших подростков, проявления ее;
· соотношение основных аспектов рефлексии (личностного, предметного, коммуникативного) в проблемной ситуации.
Общепризнано, что одной из ведущих деятельностей в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Причем по мере взросления общение с друзьями, совместная деятельность становятся наиболее потребностными для подростков. Но так как условия, в которых проходит социальная жизнь подростков, формирование личности, особенности личности каждого подростка различны, то и успешность общения, и соответственно успешность в разрешении конфликтов сформированы по-разному. Умение общаться развивается в коммуникативной практике сначала со взрослыми, а затем и со сверстниками, этот опыт формирует уровень успешности общения сверстников. Такая практика является важной составляющей в развитии личности, а отсутствие полноценного возрастно-адекватного общения в процессе взросления может привести к самым тяжким последствиям личностного развития.
Практика межличностного общения подростков происходит в различных «событийных общностях» [18], в которых развиваются и формируются соответственно различные человеческие способности. Наиболее значимыми для подростка являются семья, сверстники. Причем в этот период изменяется соотношение сфер общения со взрослыми и ровесниками. Резко повышается значимость группы сверстников, важное значение приобретает возникшее чувство принадлежности к особой подростковой общности, в которой существуют свои ценности, правила и нормы понятные и принимаемые внутри, которые являются основой для собственных нравственных оценок. ............