Часть полного текста документа:Философия Ж. Ж. Руссо Реферат выполнил: Игорь Анатольевич Конюхов Тверской филиал Московского Государственного Университета Экономики, Статистики и Информатики Кафедра культурологии. г. Тверь, 1999г. Диалектика представляет собой фундаментальное измерение интеллектуального прогресса человека. Разумеется, это не исключает того, что диалектика является и методом, так же как и теорией развития. Было бы, разумеется, неправильно полагать, что диалектический способ мышления, получивший столь значительное развитие в древнегреческой философии, совершенно исчезает в последствии полторы тысячи лет. Философ-ские учения периода разложения античного рабовладельческого общества, ранняя средневековая философия и в особенности учения эпохи Возрождения дают немало примеров глубокого диалектического прозрения. В буржуазной философии ХУП - ХУШ вв. Руссо и некоторые другие философы высказывают гениальные диалектики, в основном характеризуется господством метафизиче-ского способа мышления и это не случайно, а закономерно. Диалектическое мышление "имеет своей предпосылкой исследование природы самих понятий". Французский философ просветитель, писатель, композитор отстаивавший интересы народа. "Человек рожден свободным, а между тем повсюду он в оковах" - писал Руссо в своём основном труде "общественный договор". Он решительно осуждал привилегии богатых, деспотическую власть и требовал уравнения собственности идеальным устройствам государства Руссо считал ш9демократическую республику. Сын часовщика. Служил лакеем, писцом, гувернером, учителем музыки и др. До 1741 жил в Швейцарии, затем уехал в Париж. В 1743-44 секретарь французского посольства в Венеции. В Париже сблизился с Д. Дидро и др. просветителями, сотрудничал в энциклопе-дии, куда писал статьи главным образом по вопросам музыки. В 1762, после выхода в свет пед.романа "Эмиль" и политич. трактата "Об общественном договоре", опасаясь ареста, покинул Францию. Его преследо-вали не только француз. католики, но и швейц. протестанты. В 1770 он возратился в Париж, занимался перепиской нот. Последнии меся-цы жизни провел в Эрменонвиле, имении маркиза Р.Л. Жирардена. В период якобинской диктатуры останки Руссо были перенесены в Пантеон. Страстный обличитель пророков феодализма, критик христианства, поборник устройства общества на разумных началах, соратник французских энциклопедистов, Ж.Ж. Руссо, несомненно, принадлежит к замечательному кругу людей, которые во Франции "просвещали головы для приближавшейся революции". Вместе с тем к особенностям его воззрений относят такие черты, как двойственное отношение к цивилизации, критика прославляемого просветителями буржуазного прогресса, проницательное усмотрение в непреложной для прочих просветителей основе существования человека - в частной собственности - источника неравенства между людьми и корня социальных зол, выдвижения принципа народоправия в противовес идее просвещенного государя. Руссо принадлежит к просветительству антиномичным образом. Специфику его как просветителя составляет нечто идущее как бы вразрез с "родовым признаком" направления, которому он принадлежит. В художественном творчестве он выступает как представитель сентиментализма и "отец романтизма", то есть такого течения, идеология которого сначала Х1Хв. ............ |