Оглавление:
1. Введение
2. Основная часть
2.1 Возникновение буддизма
2.2 Учение Будды
2.3 Основные направления и школы буддизма
3. Заключение
Список использованной литературы
1. Введение
Буддизм – древнейшая из трех мировых религий. Он «старше» ислама на целых двенадцать столетий, а христианство «моложе» его на пять веков. В искусстве и культуре азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Америки и Европы.
Китайский буддизм – это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм – синтез буддийских идей, японской культуры. Эта удивительная способность гармонично вписываться в окружающий культурный ландшафт, которая выделяет буддизм среди остальных мировых религий, позволила буддизму вобрать в себя большое количество местных культов, идеологий, верований, народных обрядов, культур на всем географическом пространстве, находившемся под его влиянием на протяжении многих веков.
Европейцы, в отличие от азиатов, стали проповедовать буддизм совсем недавно, хотя с этим видом «идолопоклонства» английские, португальские, голландские и прочие колонизаторы встретились с самого начала своего вторжения в страны Востока.
Только в первой четверти 19 века начинаются интенсивные исследования, посвященные буддизму, возрастает интерес к этому учению, появляется многочисленная литература о нем. Благодаря индологам, китаеведам, японистам, искусствоведам, русским востоковедам была создана обширная литература по буддизму, которая, однако, крайне противоречива.
Один из знатоков буддизма О. О. Розенберг сказал: «Буддизм является силою, к которой одни относятся с крайним отвращением, другие с чрезвычайной симпатией»*. А известный специалист в области индийской религиозно-философской мысли Ф. И. Щербатской писал в своей книге так: «Хотя с того времени, когда было начато научное изучение буддизма в Европе, прошло сто лет, мы до сих пор, несмотря на это, блуждаем в потемках относительно важнейших положений этой религии»[1].
Многих верующих буддизм привлекает именно тем, что не требует коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвященных местным богам; буддист может одновременно исповедовать даосизм, синтоизм или любую другую “местную” религию, поэтому довольно сложно установить точное количество буддистов в мире. В настоящее время только буддийских монахов и монахинь насчитывается около 1000000. Число же миран – последователей буддизма – определить просто невозможно.
Изучение философских начал буддизма чрезвычайно важно в настоящее время потому, что религия играет серьезное значение в современном политическом мире. Религиозные распри и противоречия зачастую приводят к кровавым конфликтам и войнам. В последнее время серьезную роль начинает играет религиозная нетерпимость не лучших последователей ислама, поразивших мир угрозой всеобщего терроризма. Сегодня – ислам, а вдруг завтра - буддизм? Вот почему важно знать, не заложена ли в философии буддизма “мина замедленного действия”, которая может привести к серьезным катаклизмам в современной цивилизации, и есть ли в ней вообще что-либо такое, что может вызвать обеспокоенность за воздействие ее на умы миллионов ее последовтелей?
Люди обращаются к изучению буддизма, в конце концов, еще и по той причине, что один тот факт, что идеями живет более трети всего человечества, просто обязывает понять моральные устои и нравственные установки этой восточной части человечества, которые проистекают из их буддистского верования и поклонения Богу, которым для миллионов представителей Азии является Будда.
Данный реферат посвящен, прежде всего, рассмотрению основных философских аспектов буддизма. ............