Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Уральский государственный экономический университет
Кафедра ________________________________________
(название кафедры, на которую передаётся работа)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №____________
По дисциплине «философия»
На тему «Философские проблемы и методы познания»
Вариант________
Студент: ________________________
Преподаватель: __________________
Екатеринбург 2010 г.
1. Философские проблемы познания
Проблема познаваемости мира и человека является одним из ключевых философских вопросов. Познание – процесс получения более или менее адекватного знания о действительности, имеющего определенное практическое значение. В истории науки сложились следующие главные подходы к решению вопросов познания:
а) гносеологический оптимизм исходит из принципиальной веры в способность людей, опираясь на предметную сущность ощущений, постепенно продвигаться по пути постижения объективного мира и самопознания;
б) для «теоретико-познавательных» пессимистов (скептиков) характерны сомнения в отношении указанной выше способности. Они основаны на констатации неодинакового понимания различными субъектами познания самого источника ощущений (внешний мир – для материализма, сознание субъекта – для идеализма субъективного, Бог – для религии). Из этого скептики делали вывод о «патовой» ситуации в сфере познания;
в) агностицизм – предельное выражение скептицизма, основанное на преувеличении противоречий процесса познания и недооценке роли практики в нем.
Познание выступает взаимодействием его объекта (мира или самого человека) и субъекта – общественного человека, ведущего социально-значимое исследование объекта. Поскольку познание можно трактовать как «потенциал сознания в действии», то структура познавательного процесса симметрична структуре сознания. Соответственно различают: бессознательно-интуитивное, чувственное и рациональное в познании. К аппарату чувственного относят ощущения (дают фрагментную информацию об объектах), восприятия (образ предмета в целом, исходя из многообразия ощущений) и представления, благодаря которым в памяти человека воссоздается образ объекта, ранее воспринимавшегося им непосредственно. Данное познание не позволяет в полной мере выявить существенные стороны его объекта. Последнее возможно на ступени рационального (от лат. ratio – разум) или абстрактного (фиксирующего главное в явлениях – при отвлечении от неглавного) познания, когда «работают» научные понятия (абстракции), суждения (мысли, основанные на понятиях) и умозаключения – как индуктивного (познание движется от частных суждений – посылок к общему выводу), так и дедуктивного (от предпосылочного суждения к частным выводам) плана. Творческая интуиция (догадка, способная перерасти в предположительное знание типа гипотезы) характерна и чувственному, и рациональному в познании. В науке она проявляет себя как внезапное, на первый взгляд, открытие нового. На самом деле интуитивное озарение – это следствие предшествующего ему колоссального труда ученых. Все три элемента структуры познания взаимопроникают, дополняя друг друга. Исторически не правы как сенсуалисты (от лат. ............