Часть полного текста документа:Финская мифология Черты языческой религии и древней мифологии финнов сохранились ещё до сих пор в виде разных преданий, веры в могущество слова при заклинаниях и магической медицины, практикуемой знахарями, занявшими место знаменитых колдунов севера и в особенности финской Лапландии. Кроме этих пережитков, материалом для научного восстановления древней религии финнов и первоначальных мифов, играющих столь важную роль в финской эпической поэзии (см. Калевала), могут служить некоторые известия средневековых писателей, первых протестантских проповедников XVI и XVII вв. и учёных наблюдателей народной жизни в XVIII и начале XIX в. Первый список финских богов дан епископом Агриколой. Первым опытом систематического изложения финской мифологии считается диссертация Гавр. Арктополитана "De origine ас religione Femiorum"; в 1782 г. вышло соч. Э. Ленквиста, "Specimen acad. de superstitione vet. Fennorum", в 1789 г. - соч. Христфрида Ганандера "Mythologia Fennica". До сих пор ещё не устарели лекции Кастрена ("Vorlesungen uber finnische Mythologie", СПб., 1854). Этот труд его, как и мелкие статьи того же автора о волшебстве финнов ("Ueber d. Zauberkunst der Finnen") и общий обзор богословия и магии финнов во время язычества (см. "Kleinere Schriften", стр. 9, 225 сл.), указывали путь для дальнейшего исследования в связи со сравнительным изучением верований других финских народностей и критически-генетическим изучением вопросов о происхождении Ф. эпоса. В 1883 г. Ф. литературное общество издало сочинения Юлия Крона "О языческой религии финнов" - лекции о древнем культе, посвящённые святым местам, изображениям богов, шаманам, древним жрецам, жертвенному ритуалу у финнов и родственных народов. В 1890 г. вышел фундаментальный труд Николая Харузина "Русские лопари" (М., т. 5 6 "Изв. Имп. общ. люб. естествознания, антроп. и этногр."), в котором обширная глава 4-я трактует о древней религии лопарей и о следах древних верований среди современных русских лопарей. В 1900 г. д-р Бертольд Кольбах (Kohlbach) напечатал этюд "Der Mythus und Kult der alten Ungarn" ("Archiv fur Religionswissenschaften", т. III, 322 сл.). Отметим ещё труды В. Майнова о мифологии мордвы ("Les restes de la mythologie Mordvine", "Journ. de la Soc. finno-ougrienne", V, 1889), о религии вотяков Смирнова, исследования Верещагина о вотяках Сарапульского у. Вятской губ. и Сосновского края (ср. Бородкин, "Финляндия в русской печати", СПб., 1902). У финнов, как и у всех народностей финно-угорской и алтайской группы, бытовал в древнейшее время шаманизм, или религия волшебства. Кроме того, у них обнаруживаются следы почитания природы, покровителей родового быта, духов-предков и известных демонов и героев. Встречаются начала богоизображения в виде деревянных болванов и священных камней (сейдов). К финским богам Кастрен причисляет: 1) Юмала, 2) Укко, 3) небесные светила - Пейва (солнце), Куу (месяц), Отава (большая медведица) и Техти (звезды). За этой первой категорией богов воздушных и небесных идёт у Кастрена ряд богов водяных, земных и подземных. Почитание солнца и огня [бог огня Пану (Panu) в отличие от обыкновенного Тули] у древних финнов совпадало; огонь считался не самостоятельным божеством, а сыном солнечного света. Поклонение огню и солнцу сохранилось в кострах "кокко", которые зажигаются накануне Иванова дня, а иногда и в ночь на Троицу; тогда они называются helavalkea, то есть огонь праздника весны. Кокко обыкновенно горят на вершинах гор или где-нибудь на воде. Сожигание кокко составляет любимейшее народное празднество. ............ |