Часть полного текста документа: I. Фирмы в рыночной экономике: их классификация и направленность коммерческой деятельности. Первоначально слово "фирма" означало "торговое имя коммерсанта. В настоящее время фирма - элемент любой рыночной экономики, организационно-экономическая структура предпринимательской деятельности, обладающая экономической и юридической самостоятельностью. Фирма в течение более чем 100 лет была основным инструментом социального прогресса и является, в свою очередь, продуктом эволюционного развития. Развитие происходило в благоприятной социальной обстановке, когда основными ценностями были неприкосновенность частной собственности и свобода личности, а основной целью - экономический прогресс. Фирма получила свой правовой статус на основе теории А. Смита о том, что свобода каждого человека действовать в своих экономических интересах обеспечивает благодаря "невидимой силе" максимальный экономический выигрыш для всего общества. Фирма концентрирует и через свою деятельность реализует практически все экономические интересы, возникающие в национальном хозяйстве. Фирмы являются местом приложения труда, капитала, предпринимательского потенциала. Фирмы пытаются удовлетворить безграничные потребности общества и одновременно наиболее рационально использовать ограниченные возможности имеющихся факторов производства. Те фирмы, которые добиваются средней эффективности в своей деятельности, определяемой состоянием национальной экономики, уровнем развития науки и техники, выживают, другие - разоряются. Постоянно возникают новые фирмы и исчезают разорившиеся. Таким образом, реализуется экономическая проблема, стоящая перед обществом: что производить? каким образом производить? для кого производить? В настоящее время несмотря на то, что понятие "фирма" широко используется в странах с разным уровнем экономического развития, в лучших современных западных учебниках не отведено достойного места экономической теории фирмы. Фирма как важнейший экономический институт требует создания и соблюдения ряда условий для своего развития в институциональной структуре общества. Фирма имеет свою организационно-правовую форму и цель деятельности, в соответствии с которыми создает свою внутреннюю структуру. Организационная форма - это структура фирмы, устанавливающая состав (одно или несколько предприятий), способ формирования (индивидуальное, партнерское, корпоративное) и иерархию по распределению собственного капитала (зависимые или не зависимые одно от другого предприятия). В Гражданском кодексе Российской Федерации, который вступил в действие с 1 января 1995 г., не употребляется понятие фирмы, принятое в международное практике и используемое по отношению к промышленной, посреднической, торговой и другой деятельности, приносящей прибыль. В нем указывается: Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором. Понятия "фирма" и "предприятие" не тождественны. ............ |