План
Введение
1. Демократическое направление русской общественной мысли
2. Кружок петрашевцев (1845-1849)
3. "Русский социализм" А. И. Герцена
Вывод
Список литературы
Ведение
Белинский и Герцен сыграли большую роль в борьбе против славянофилов, причем они критиковали не только теоретические основы их взглядов, но и политические выводы, которые те делали. В своих произведениях Белинский и Герцен подчеркивали единство исторического процесса России и Западной Европы и верили в будущее прогрессивное развитие всех народов мира. Белинский писал, что славянофилы "никаких корней не имеют в народе", что действовать нужно "не во имя отживших нравов, а во имя разума и здравого смысла". В борьбе против славянофильства Белинский и Герцен выступали вместе с западниками, однако в ходе этой полемики вскоре проявилось и принципиальное отличие их позиции от западнической.
В своих философских исканиях, которые были чрезвычайно важны для выработки правильной революционной теории, Белинский и Герцен, усвоив философскую систему Гегеля "как алгебру революции", т. е. приняв ее диалектический метод, вместе с тем отвергли ее претензии на абсолютность, поняли, что философия Гегеля "только момент, хотя и великий". Они стали материалистами и подвергли идеалистическую философию беспощадной критике с материалистических позиций.
1. Демократическое направление русской общественной мысли
На рубеже 40—50-х годов XIX в. в России складывается демократическое направление общественной мысли, наиболее видными представителями которого являлись В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, "левое" крыло петрашевцев, а также некоторые из участников украинского Кирилло-Мефодиевского общества. К этим же годам относится и разработка революционно-демократической теории, в основу которой легли новейшие философские и политические учения, распространившиеся в Западной Европе.
Для Белинского и Герцена особое значение имела интерпретация философской системы Гегеля в применении ее к российской действительности. Герцен большое внимание уделял диалектике Гегеля, называя ее "алгеброй революции", ибо она служила ему обоснованием закономерности и неизбежности революционной ломки феодально-абсолютистского строя. Неоднозначно воспринималась философская система Гегеля Белинским. Тезис Гегеля "все разумное действительно и все действительное разумно" первоначально служил для Белинского оправданием существовавшей николаевской системы. В статьях "Бородинская годовщина", "Горе от ума", "Менцель — критик Гете", опубликованных в 1839—1840 гг., Белинский доказывал "благодетельность" российского самодержавия и, по существу, разделял взгляды теоретиков "официальной народности". Эти статьи сурово осудили Герцен и Грановский. Вскоре и сам Белинский отверг их, проклиная свое "стремление к гнусному примирению с действительностью", называя этот период своего творчества "горячкой и помешательством ума".
С конца 30-х годов XIX в. в России стали распространяться различные социалистические теории, преимущественно Шарля Фурье, Анри де Сен-Симона и Роберта Оуэна. Горячо воспринял их идеи Белинский. ............