Часть полного текста документа: Министерство образования Российской Федерации Волгоградский государственный университет Филологический факультет Кафедра педагогики ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА) Выпускная квалификационная работа Исполнитель: Анна Ивановна МИРАНЦЕВА, студентка филологического фак-та, _________________________________________ Научный руководитель: Н.Б. Федорова, канд. пед. наук, доц. _________________________________________ Заведующий кафедрой: В.П. Кареев, д-р пед. наук, проф. ________________________ Дата допуска к защите: _____________________ Волгоград 2003 г. Оглавление Введение 3 Глава 1. Теоретические основы процесса формирования коммуникативной компетентности подростков 1.1. Сущность коммуникативной компетентности подростков 1.2. Обоснование средств формирования коммуникативной компетентности подростков (на уроках иностранного языка) Выводы по первой главе 7 7 20 27 Глава 2. Процесс формирования коммуникативной компетентности подростков на уроках иностранного языка 2.1. Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетенции подростков на уроках иностранного языка 2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы. Выводы по второй главе 29 29 79 93 Заключение 95 Литература 98 Приложения 103 Введение Актуальность. Современное состояние теории обучения иностранного языка и накопленные знания делают необходимым еще раз вернуться к компетенции коммуникативного обучения. На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции в школе и вузе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранных языков. Новые задачи предполагают изменения в требованиях к уровню владения языком, определение новых подходов к отбору содержания и организации материала. Содержание школьного курса определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах обучения: в начальной школе, на второй и третьей ступенях, где обучение уже направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности школьников, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения на иностранном языке в бытовой, культурной и учебно-профессиональной сферах. Иностранный язык, таким образом, как инструмент познания в условиях коммуникативно-ориентированного обучения становится также средством социокультурного образования. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам означает формирование у школьников коммуникативной компетенции языковой, разговорной, практической, социально лингвистической и мыслительной, когда ученик готов использовать иностранный язык как орудие речемыслительной деятельности. К сожалению, нельзя сказать, что уже познаны и сформированы все закономерности, позволяющие эффективно обучать речевой деятельности, но одно можно утверждать с уверенностью: основой методического содержания современного урока должна быть коммуникативность. Обучение иноязычной форме вербального общения как понятие и как терминологическое сочетание заняло прочное место в методической литературе. ............ |