Введение
Актуальность исследования темы. Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Возрастная категория детей выбрана неслучайно. Следующий этап в жизни ребенка – подростковый возраст, когда одним из доминирующих факторов являются навыки общения. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал.
Таким образом, актуальность исследования определяется следующими фактами:
1) необходимостью дальнейшей работы по совершенствованию коммуникативных навыков младших школьников, что связано с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования российской системы образования;
2) потребностью в разработке технологии формирования коммуникативных навыков у младших школьников, позволяющей установить максимально эффективные взаимоотношения с окружающим миром;
3) изобилием практического материала с одной стороны и неразработанностью технологии его применения.
Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в философском аспекте рассматривались в трудах А.А. Бодалева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Н.И. Шевандрина, Я.А. Яноушека и др.
Учеными выявлены сущность коммуникативных умений, предложены способы их формирования. Однако все они не затрагивают проблемы формирования коммуникативных умений в младшем школьном возрасте.
Основная проблема дипломной работы состоит в отсутствии точного представления об эффективности и особенностях социально-педагогической работы по формированию коммуникативных навыков в условиях досугового центра; в отсутствии разработанных социально-педагогических технологий формирования коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра.
Проблема оказала влияние на выбор темы исследования: «Формирование коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра».
Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра.
Предметом исследования является содержание и технологии работы по формированию коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра.
Целью дипломной работы является разработка и обоснование технологии формирования коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра.
Задачи:
1. Изучить основные подходы социально-педагогической деятельности по формированию коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра.
2. Выявить особенности коммуникации коллектива младших школьников в условиях досугового центра.
3. Изучить опыт работы с коллективом младших школьников в условиях досугового центра и выявить положительные резервы формирования коммуникативных навыков.
4. Разработать и обосновать программу социально-педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра.
5. Экспериментально проверить программу социально-педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра.
Гипотеза исследования заключается в том, что социально-педагогическая работа в условиях досугового центра будет способствовать наиболее успешному развитию коммуникативных навыков младших школьников. ............