Содержание
Введение
1. Особенности формирования самооценки у подростков в неблагополучных семьях
1.1 Формирование личности подростка в семье
1.2 Особенности самооценки подростка
1.3 Воспитание подростков в неблагополучных семьях
2. Исследование особенностей самооценки у подростков в неблагополучных семьях
2.1 Организация исследования
2.2 .Методы и методики
2.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Проблема семейного благополучия не сегодняшний день является крайне актуальной. В настоящее время в связи с кризисным состоянием общества, нарушается стабильность семьи, обостряются негативные явления внутри нее: ухудшается эмоциональное самочувствие ее членов, обостряются взаимоотношения между ними, нарушаются права детей. Наметилась стойкая тенденция к увеличению числа так называемых "неблагополучных" (проблемных) семей, пораженных смещением моральных ценностей и ориентаций. В такой семье ребенку неуютно, а иногда даже небезопасно. Здесь деформируется его личность - он становится, как правило, "трудным". Многие взрослые не могут научить детей жить в обществе: они сами дезориентированы. На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы.
Подростковый возраст - это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
В формировании самооценки подростков значительную роль играет семья, стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку. Особенности восприятия родителей ребенком и способы поведения с ними обуславливают усвоение подростками основных правил и норм поведения, вырабатывают их позицию по отношению к миру и самому себе.
Личностные особенности подросткового возраста изучали многие зарубежные и русские психологи. Э.Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон, Э. Шпронгер, Л.С. Выготский, Л. И. Божович и др.
К сожалению, необходимо отметить, что сегодня одной из наиболее часто встречающихся проблем, с которыми сталкиваются психологи, является проблема нарушения внутрисемейных взаимоотношений. Неблагоприятный тип воспитания и обращение с ребенком имеют серьезные, порой даже драматические последствия для психического развития подростка, формирования его характера и самооценки
Поэтому тема формирования самооценки детей в неблагополучных семей является актуальной.
Цель исследования – исследование особенностей формирования самооценки подростков из неблагополучных семей.
Объект нашего исследования – самооценка подростков из неблагополучных семей.
Предмет исследования - влияние семейного неблагополучия на формирование самооценки подростков.
Гипотеза исследования: семейное неблагополучие отрицательно влияет на формирование самооценки подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по теме исследования;
2. Определить особенности самооценки подростков из неблагополучных семей;
3. Провести исследование самооценки подростков из неблагополучных семей;
4. Проанализировать полученные результаты.
В работе были использованы следующие методики:
1) Методика самооценки Дембо-Рубинштейна.
2) Дифференциально-диагностический опросник Кейрси.
В работе были использованы следующие методы;
- метод анализа литературы по теме исследования;
- методы психодиагностики (наблюдение, тестирование);
- методы математической обработки данных.
База исследования: Школа № 23, 7 «Б» класс - 30 человек, из них 10 человек из неблагополучных семей.
1. ............