Часть полного текста документа:Францисканский хабит Томас Гальвез "Зерцало совершенства" повествует, что Франциск среди всех птиц особо любил хохлатого жаворонка, потому что "капюшон у него, как у монаха, и птица эта скромна... Одеяние жаворонка, а именно, его перья, по цвету схожи с землей: он наставляет монахов облачаться не в роскошные и яркие, но в скромные по цене одежды, по цвету схожие с землей, ибо она - самый смиренный элемент". Первое, что бросается в глаза при встрече с францисканцем, - это его одежда, называемая хабитом. Хабит вызывает одновременно любопытство и недоумение - ведь в разных францисканских общинах его форма и цвет различны. Один из самых частых вопросов, задаваемых туристами и паломниками в Ассизской базилике св. Франциска, где нетрудно заняться сравнительным анализом фасонов и оттенков хабитов, заключается в следующем: почему он черный или серый? Разве францисканский хабит не должен быть коричневым? В настоящей статье мы попытаемся ответить на этот вопрос, не затрагивая богословско-духовного аспекта францисканской одежды, который заслуживает отдельного изучения. Сегодня ни один из францисканских орденов, ни одна из конгрегаций не использует хабит, идентичный одеянию св. Франциска. Он носил хабит крестообразной формы пепельного или землистого цвета, получавшегося в результате смешения, в одинаковой пропорции, белых шерстяных нитей с черными или темно-коричневыми. Некоторые считают, что одежда Ассизского подвижника и его собратьев не отличалась от одежды бедных крестьян той эпохи. Однако, как собственные сочинения святого, так и первые его биографии свидетельствуют о другом. Безусловно, одежда Меньших Братьев (длинная туника, капюшон, веревка и штаны) была намного беднее, чем у монахов того времени, что их особо сближало с нищими. Однако нельзя отрицать, что их одеяние было монашеским в полном смысле этого слова и отличалось от одежды мирян. В обоих Уставах1 св. Франциска и в житиях подчеркивается прежде всего скромность одежды Меньших Братьев, почти без упоминания о цвете или фасоне туники и капюшона. Не пренебрегая внешним видом, в ту эпоху монахи все же наибольшее значение придавали непритязательности и простоте одежды. В утвержденном Папой Уставе братьям предписывается не осуждать и не презирать "людей, которых увидят одетыми в тонкие разноцветные одежды": в конечном счете, это означает, что цвет рясы должен быть натуральным. Авторы биографий, а также реликвии Святого позволяют убедиться в том, что туника имела форму креста или "тау" 2, призванную напомнить Меньшему Брату, что он должен олицетворять земные страдания. Капюшон, который уже есть на первых изображениях братьев и Святого Франциска, имеет, как правило, остроконечную и удлиненную форму, почти как у нынешних капуцинов. Среди реликвий Базилики сохранился также капюшон в форме рукава, так что многие даже не замечают, что это на самом деле капюшон: его поместили на место отсутствующего левого рукава. Есть и другие виды капюшонов, относящиеся к тому периоду, - они короче и закруглены сверху. Таким образом, нельзя утверждать о существовании единого фасона капюшона во всех общинах. Еще одной характеристикой капюшона было то, что первоначально он был пришит к вороту, но почти сразу его заменили отдельным капюшоном. ............ |