Отдел образования администрации Центрального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
Секция литературоведения
Контрольная работа по теме:
Функции оксюморона в лирике Анны Ахматовой
Новосибирск 2007
Введение
Серебряный век - это период расцвета культуры: музыки, театра, философии, искусства и литературы. Он длился с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в. В это время появлялись разнообразные литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и другие. Символисты главным в искусстве провозглашали символ как некий знак, олицетворяющий то или иное явление, качество: утро - молодость, любовь – божественное начало. Футуристы же беспощадно критиковали классическое и современное реалистическое искусство, смело экспериментируя над русским словом. Сторонники же акмеизма относились к личности как к данности, которая требует не формирования и утверждения, а просто раскрытия. Религиозные поиски и желание преобразовать общество, в отличие от символистов и футуристов, были им чужды. Акмеисты ощущали мир прекрасным и таким же хотели изобразить его в своих произведениях. Такое разное мироощущение поэтов Серебряного века явилось причиной огромной работы над русским словом, что открыло неизвестные до этого потенциальные возможности языка.
После XIX века, века гармонии, настал XX – век разрушений, сломов. Отношения человека с окружающим миром стали сложнее, что породило множество внутренних противоречий.
Оксюморон – это художественное средство языка, которое можно назвать своего рода противоречием. Оно сочетает в себе контрастные понятия, которые вместе составляют одно целое, как и сама эпоха Серебряного века. Главной целью нашего исследования будет определение функции, роли этого литературного приёма в разные периоды творчества Ахматовой.
1. Оксюморон в творчестве Анны Ахматовой
В основе жизни лежит двойственность: добро и зло, день и ночь, огонь и вода, небо и земля. На свете существует всего два начала: мужское и женское. В природе не существует другого, третьего рода. Наш мир дуалистичен.
О.В. Сливицкая в одной из своих работ по творчеству И.А. Бунина пишет, что существует схождение и расхождение противоположных полюсов: «Эти полюса то относятся друг от друга бесконечно далеко, то сближаются». Явления схождения этих полюсов в одной точке она называет оксюморонами. «Так появляется биполярность в мельчайших клеточках художественного организма».
В творчестве Анны Ахматовой довольно часто встречается этот приём. XX век, ярким представителем которого и являлась А.А. Ахматова, характеризуется различными течениями и направлениями в литературе, искусстве, общественной жизни: символизмом, акмеизмом, футуризмом, имажинизмом и многими другими. В ранней лирике Ахматовой заметны черты акмеизма. Для этого направления главными требованиями к языку были точность и ясность. Осип Мандельштам, который также был сторонником акмеистического ученья, в статье «Утро акмеизма» пишет: «Для акмеистов сознательный смысл слова, Логос, такая же прекрасная форма, как музыка для символистов» (с.336). Именно эти грани русского слова прекрасно раскрываются с использованием оксюморона.
Известный литературовед Б.В. ............