Отдел образования администрации Центрального района
МОУ СОШ №4
Секция: литературоведения
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по теме: Образ «голоса» в творчестве Анны Ахматовой
Антипьева Александра Сергеевна
Ученица 11Б класса МОУ СОШ №4
Центрального района
Руководитель
Платонова Юлия Владимировна
Новосибирск 2008
Содержание
Введение
1. Образ «голоса» в раннем творчестве Анны Ахматовой
2. Образ «голоса» в позднем творчестве Анны Ахматовой
Заключение
Список литературы
Введение
Издревле человек придавал голосу тайный смысл, наделяя его неведомой силой, которую не мог понять и объяснить полностью, а людей, которым было дано слышать «неслышимые голоса», называли ведьмами, колдунами, волшебниками. Им верили, к ним обращались за помощью и исцелением, а их чудесного дара опасались. Однако человек находил, что и тишина хранит тайну, недосказанность, хотя кажется абсолютно пустой. Поэтому, например, в церквях люди замолкают, прислушиваясь к «голосам», пытаясь разгадать загадку, найти ответы, понять себя и свою жизнь.
Анна Ахматова вводит в свою поэзию образ «голоса», наделяет его поразительными качествами, показывает в парадоксальных комбинациях его многогранность и неоднозначность. Этот образ приобретает новые звучания, меняет силу и глубину на протяжении всего творческого пути поэта.
Данную тему в своих трудах по исследованию поэтического творчества Ахматовой освещали В. Жирмунский, Е. Добин, Б. Эйхенбаум, С. Кормилов и другие. Они писали о силе и значении данного образа в творчестве, его связи с событиями эпохи, в которой жила поэтесса. Например, Сергей Иванович Кормилов в своей книге «Поэтическое творчество Анны Ахматовой» говорит о мнимом молчании поэта в период нападок революционной критики и запрета ее творчества в России.
В рамках нашего исследования мы хотим проанализировать то, как изменяется образ «голоса» в творчестве Анны Ахматовой, его глубину и значение в ее поэзии, увидеть парадоксальность «голоса» в сравнении с тишиной и молчанием, попытаться понять и показать, что же поэт хотел передать в этом неоднозначном образе.
1. Образ «голоса» в раннем творчестве Анны Ахматовой
Неотъемлемой частью человеческой жизни являются звуки: голоса, речь, шорохи. Некоторые из них находят отклик и понимание в душах людей, другие уходят, не оставляя после себя ничего. И часто забывая что-либо, человек помнит лишь голос, который хранит в себе все чувства и воспоминания.
Голос, чаще всего не показной, не подготовленный – это чувства, мысли, воспоминания, отражение внутреннего «я» человека. И поэтому все личное, тайное, сокровенное хранит «голос души», «голос памяти». Разница между голосом и речью заключается, прежде всего, в том, что голос несет более глубокие душевные переживания, а речь – это набор слов, являющийся средством передачи информации. На первый взгляд, речь бесчувственна, отчетлива, чаще всего подготовлена и продумана. Она становится маской, скрывающей внутренние переживания, потому что не способна полностью выразить чувства так, как может передать их голос.
Каждый поэт обладает особенным голосом, и с помощью него передает переживания, страдания, мысли. Например, Александр Блок вводит образ «голоса» в свои стихотворения, с помощью его различных оттенков передает любовные переживания лирического героя, показывает контраст реального и неземного миров в своих произведениях. ............