Часть полного текста документа:Георг Брандес В. Фриче Брандес Георг (Georg Brandes, 1842-1927) - датский критик, историк литературы и публицист. Р. в Копенгагене, где окончил университет в 1864, изучал сначала право, потом "посвятил свои силы исключительно философии и эстетике" (из автобиографии Б.), изучал Гегеля, потом Фейербаха, дальше которого в своих философских взглядах не пошел. С 1870 получил звание доктора за сочинение по эстетике, путешествовал по Европе, где познакомился с Миллем (сочинение которого "О подчинении женщины" до этого перевел на датский яз.) и с Тэном , последователем которого он себя считал; в 1871 читал в Копенгагенском университете курс лекций, потом изданный в 4 тт. под названием "Главнейшие течения европейской литературы XIX в." (точнее, первой половины XIX в.), переведенный на немецкий и русский яз. Лекции имели шумный успех; направленные косвенно против датской реакции, они вызвали со стороны правых обвинение против него в потрясении "основ семейных и государственных". Агитация против Б. реакционных партий имела своим последствием, что в 1876 он был забаллотирован как профессор литературы при Копенгагенском университете. Бросив в лицо своим противникам памфлет "Моим врагам", Б. уехал в Германию, где написал 5-й т. своих "Главнейших течений". Вернувшись в конце 80-х гг. в Копенгаген, Б. открыл частный курс о датской литературе, чтение которого превратилось в его триумф. К этому времени относится поворот Б. от либерализма к философии Ницше, которого он пропагандировал в своих лекциях (повлияв между прочим на Стриндберга как автора "Чандала" и "На шхерах"). Своими статьями и публичными выступлениями Б. оказывал значительное влияние на новейшую скандинавскую литературу. Считая себя учеником Тэна, Б., поняв, что последовательный тэнизм приводит к построению истории литературы без авторов, вернулся назад к Сент-Бёву . Описывая метод последнего, Б. характеризует свой собственный литературоведческий метод: "Сент-Бёв доходил при разборе произведений до самого их возникновения (!): за лоскутком бумаги он открывает человека. Он научал современников и последующие поколения сознавать, что мы еще не знаем ни одного произведения прошлого, пока нам не удалось уяснить себе душевное состояние, из которого оно возникло, и составить себе представление о личности, оставившей нам его". Таков и метод Б., портретно-биографический, с привлечением историко-культурных фактов как фона для психо-биографической конструкции писателя. Один из его критиков правильно отмечает: "Более всего Б. интересуется личностью того или иного деятеля, а на общий характер и условия эпохи обращает внимание лишь настолько, насколько они нужны ему для объяснения психических особенностей этой личности. Для него литературу составляют не книги, а живые люди, не сочинения, а их авторы". В таком психологически-портретном стиле выдержаны не только его монографии о Шекспире, Гёте, Дизраэли, Киркегоре, Вольтере и др., но даже в конечном счете и его "Главнейшие течения". В особенности характерен в этом отношении его труд о Шекспире, написанный с целью дать на основании произведений картину психической жизни и развития поэта, которым он считает актера из Стрэтфорда, внешняя и внутренняя жизнь которого по иным документам нам совершенно неизвестна. ............ |