Часть полного текста документа:Глобализация и проблемы духовной безопасности России Иоанн, Архиепископ Белгородский и Старооскольский, о. Родос I. "Новый Вавилон"? Одиннадцатая глава Книги Бытия повествует нам о строительстве Вавилонской башни, когда "на всей земле был один язык и одно наречие" (Быт. 11:1), когда люди начали строить город и башню высотою до небес, чтобы сделать себе имя (Быт.11:4). Но сказал Господь: "Вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню" (Быт. 11:6- 8). Как известно, на Востоке быть людьми одного языка нередко означало - входить в единую империю, т.е. иметь единое глобальное пространство, политическое, экономическое, социальное, религиозное. Религиозный смысл рассказа о Вавилонской башне понятен всем: люди захотели обойтись без Бога и создать мировую цивилизацию "с башней до небес" во имя свое. В древности башня была частью храмового здания. Ее строительство означало принятие человечеством новой религии, основанной на гордыне и противостоянии Богу. С тех пор человечеством время от времени обладают сверхидеи объединения и строительства некоего универсального мира. Стремительные изменения, охватившие мир в конце ХХ века, и попытки осмысления происходящего, поиск некоего знака перемен, определение лика и имени времени привели к появлению устойчивой дефиниции новой веры, которую назвали - Глобализация. Известны различные формы глобализации: 1. "Мировоззренческая глобализация" предполагает объединение человечества в рамках общего вселенского проекта, основа которого - в выработке человечеством универсального мировоззрения, "вселенской соборной формулы" единства, способной объединить все нации и народы, населяющие планету. Несомненно, что "мировоззренческая глобализация" имеет библейские корни - чаяния наступления эры всеобщего благоденствия и мира, когда "волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок и молодой лев, и вол будет вместе, и малое дитя будет водить их". (Ис. 11:6) 2. "Имперская глобализация". Ярким примером этого типа глобализации является историческое развитие Римской империи, когда посредством военной силы, экономического превосходства и искусной политики завоевывались народы, государства и территории. Однако, "имперская глобализация" не разрушала традиционное религиозное представление и верование, культуру и обычаи завоеванных народов, напротив, Рим впитывал в себя все их достижения и помещал в своем Пантеоне их богов. 3. "Христианская глобализация". Отличительной особенностью этой глобализации является попытка построения и обустройства универсального пространства спасения, что особенно ярко проявилось в первом тысячелетии по Рождестве Христовом, когда существовала единая, не разделенная на Западную и Восточную, Церковь, у которой были общие святые. Формулу христианской глобализации "вывел" блаженный Августин, провозгласив, что должно быть "единство в главном, свобода во второстепенном и во всем любовь". Однако, после великого раскола, начиная с XI века, возникают две цивилизационные модели - западноевропейская и византийская. Западноевропейская цивилизационная модель постепенно отказывается от идей универсального пространства спасения, и главной тенденцией западной культуры становится гуманистическая эмансипация человека, происходит безумное расходование духовной энергии, накопленной в предыдущие тысячелетия. ............ |