Часть полного текста документа:Введение Формирование жизнеспособного госсектора, несмотря на актуальность проблемы, происходит медленно. Обозначить болевые точки в данной области, очертить правовые и организационные мероприятия, необходимые для повышения эффективности управления госсектором, определить принципы и концептуальные положения, которыми целесообразно руководствоваться при его реорганизации, установить трудности при разработке механизма регулирования госсектора - таковы задачи данного реферата. Трехсекторная модель экономики Под госсектором следует понимать совокупность юридических лиц, управление которыми осуществляется государством через органы, под муниципальным - совокупность юридических лиц, управление которыми осуществляется органами местного самоуправления, и к частному сектору относятся юридические лица, не входящие в состав государственного и муниципального секторов, а также физические лица, ведущие хозяйственную деятельность без образования юридического лица. Государственный и муниципальный секторы в совокупности образуют так называемый общественный сектор страны. В зарубежной практике для обозначения границ госсектора используются, как правило, более конкретные критерии. В ряде случаев к нему относят предприятия, участие государства в капитале которых составляет более 50%, но нередко применяются и менее жесткие нормы. Во Франции существует ежегодно обновляемый официальный перечень госпредприятий, к числу которых относятся юридические лица с государственным участием более 30% (включая филиалы). В Турции, где относительно эффективный госсектор сформирован сравнительно недавно, все предприятия делятся на две группы - государственные экономические предприятия (ГЭП) и государственные экономические организации (ГЭО). ГЭП определяются как юридические лица с принадлежащим правительству капиталом, действующие в соответствии с принципами рыночной экономики, а ГЭО - как юридические лица с принадлежащим правительству капиталом, занимающиеся производством и распределением конкретной продукции, объем, ассортимент и цены которой устанавливаются государством (ГЭО, как правило, относятся к монополиям). И те, и другие имеют "трехзвенную" структуру, т.е. состоят из хозяйственных единиц, весь капитал которых принадлежит государству (establishments), дочерних организаций, где государство владеет более 50% капитала (sudsidiaries), и образований с долей участия государства 15-50% (participarations). В большинстве стран Запада используется понятие двухсекторной экономики: с точки зрения участия государства в деятельности хозяйственных структур национальная экономика, как правило, делится на государственный, или общественный (public) и негосударственный, или частный (privat) секторы. В Китае применяется иная классификация - все предприятия по имущественной спецификации разделяются на три группы - государственные, негосударственные, смешанные. Состав государственного сектора Уточняя данное выше общее определение госсектора, к его хозяйствующим субъектам можно отнести: • государственные унитарные предприятия; • государственные учреждения; • акционерные общества, в уставном капитале которых более 50% голосующих акций находятся в государственной собственности; • дочерние предприятия, чьи головные (материнские) компании входят в состав госсектора; • предприятия, входящие в холдинг, головная (материнская) компания которого относится к госсектору. Масштабы и отраслевые приоритеты формирования госсектора Мировой опыт свидетельствует, что при любом политическом режиме госсектор служит ключевой экономической опорой страны и составляет важнейшую область государственного управления. ............ |