Часть полного текста документа:Христианские образы в мифологии коми П.Ф. Лимеров Встреча пермского язычества и православной христианской культуры, происшедшая в конце XIV века положила только начало христианизации коми. Включение Перми в христианский мир обозначило лишь первый этап длительного взаимодействия двух разных религиозных систем. С этого времени в мировоззрении коми начались те же идеологические процессы, которые ранее переживало восточное славянство и, шире, вся христианская Европа, где язычество оказалось "снято" в гегелевском смысле слова, а не отвергнуто окончательно и бесповоротно. В результате ассимиляции языческих верований сложилась народная версия христианской религии, отличная от официальной, догматической. Христианская по духу: с верой в Рождество Христа, его распятие и воскрешение из мертвых, "народная религия" в то же время сохранила многие аспекты дохристианской мифологии, которые, утратив специфику чисто языческих представлений, стали органичной частью именно христианской религиозной структуры. Несмотря на сравнительно раннюю христианизацию и неоднократно предпринимавшиеся усилия по переводу религиозной литературы на коми язык, культура коми вплоть до ХХ века оставалась преимущественно бесписьменной. Поэтому трансляция основных христианских идей долгое время осуществлялась изустно, наряду с реминесценциями язычества и фольклором. Это способствовало различного рода контаминациям языческих и христианских сюжетов и образов в вербальных текстах, обслуживающих народную идеологическую систему. В целом, народная религия сохранила дохристианскую бинарность космогонической мифологии, однако, соотнесла образы божественных демиургов с образами христианского Бога и дьявола. Сохранив, таким образом, онтологическое равноправие основных персонажей божественной истории, космогония, тем не менее, объясняет сотворение именно христианского мира, поэтому включение в нее ряда библейских и апокрифических сюжетов, таких, как создание Богом Адама и Евы, плавание Ноя, или таких персонажей, как Михаил Архангел, Илья Пророк и др., выглядит вполне естественно. К космогонической серии примыкают легенды о страданиях Иисуса Христа на земле. Легенды повествуют о бегстве Христа от мучителей, его распятии на кресте, последующем обожествлении, а затем о вознаграждении и наказании людей, животных и растений за проявленные по отношению к Христу добро и зло. В легенде о нисхождении в ад, имеющем истоки в апокрифическом "Евангелии от Никодима", Христос показан демиургом, создающим звезды и разделяющим сутки на день и ночь. Ассимиляция православным календарем дохристианского календаря привела к замене культов некоторых языческих богов земледелия и охоты культами православных святых. Такое смешение произошло ещё на восточнославянской почве, поэтому в мировоззрение коми через принятое ими православие проникли многие народно-христианские представления русских. По сути, восприятие Богородицы и Параскевы, как христианских заместителей женского божества плодородия, Ильи Пророка как бога грома, Георгия как покровителя лошадей, а Фрола и Лавра как покровителей скота и т.п. пришло через православие и через культурные контакты с севернорусским населением. Однако, на коми почве, вследствие ассимиляции народным православием и элементов местного язычества, в культах святых зазвучали новые акценты. ............ |