Введение
Меняющиеся условия нашей жизни привели к повышению требований, которые клиенты предъявляют к банкам, таких как удобство работы с банком, быстрый доступ к банковским услугам, скорость реализации услуг.
Для удовлетворения этих требований банк должен «приблизить» к клиенту продукты и услуги. Возможность сделать это дают электронные каналы предоставления банковских продуктов и услуг. Они же являются наиболее выгодными с точки зрения себестоимости обслуживания. По западным источникам, себестоимость обслуживания при непосредственном контакте клиента с сотрудником банка, по телефону и через Интернет относится как 100:10:1. Эти данные, возможно, могут быть скорректированы для России, но правильно отражают тенденции. В современных условиях полноценное расчетно-кассовое обслуживание (РКО), немыслимо без такой услуги как Electronic Banking - предоставление банковских услуг электронным способом, иначе - дистанционное банковское обслуживание (ДБО).
Автоматизация текущей работы банка по обслуживанию юридических лиц сокращает его внутренние издержки и повышает качество обслуживания клиентов и партнеров (среди которых могут быть другие банки). Обе задачи являются для любого банка стратегическими, поскольку, в конечном счете, эти показатели определяют его конкурентную позицию на рынке финансовых услуг. Однако прежде чем автоматизация начнет сокращать издержки, она, в свою очередь, требует немалых инвестиций, причем весьма рискованных: если избранная система автоматизации не будет эффективной, вместо сокращения расходов она может принести крупные убытки, как прямые, так и косвенные.
Основополагающим принципом оценки экономической целесообразности автоматизации банковской деятельности, является реализация подхода, предусматривающего необходимость выбора наилучших вариантов решения задач, как для банка, так и для его
клиентов.
При разработке проекта по автоматизации обслуживания клиентов необходимо учитывать ряд требований, предъявляемых к ним, например перспективность, уникальность, эффективность, рентабельность, совместимость с существующими услугами, доходность в сочетании с приемлемым риском, полезность для клиентов на протяжении достаточно длительного времени.
Оценка любого проекта автоматизации банковской деятельности крайне важна. Идет ли речь о создании новой системы ДБО, или о модернизации и реорганизации уже существующей, всякий раз стоит вопрос определения эффективности, а значит, требуется поиск критериев её оценки, методов её измерения, способов сравнения разных систем, то есть, в конечном счете, необходима разработка системы поддержки формирования решений, обеспечивающей повышение эффективности работы банка с юридическими лицами. Решение данной задачи на основе модели эффективного управления функционированием и модернизацией банковских систем является чрезвычайно актуальной.
Задачам оценки эффективности функционирования сложных автоматизированных систем посвящено достаточное количество отечественных и зарубежных исследований. Однако использование общей теории для решения частной прикладной задачи, - анализа систем ДБО юридических лиц, - не находит применения по причине того, что построение информационных систем в банковском деле обладает рядом специфических особенностей. ............