Часть полного текста документа:Искусство Испании Более жесткое, строгое воплощение получил стиль Барокко в Испании. К тому времени Испания переживала свой "Золотой век" в искусстве, находясь при этом в экономическом и политическом упадке. Это первая страна с законченной формой абсолютной монархии с господствующим классом - земельной аристократией. Для искусства Испании характерна декоративность, капризность, изощренность форм, дуализм идеального и реального, телесного и аскетичного, нагромождения и скупости, возвышенного и смешного. Среди представителей: Доменико Теотекапуле (Эль Греко) - художник рубежа XVI-XVIIвв. Он был глубоко религиозен, поэтому в его искусстве представлены многочисленные варианты религиозных сюжетов и празднеств: "Святое семейство", "Апостолы Петр и Павел", "Сошествие святого духа", "Христос на масляничной горе". Эль Греко был великолепным портретистом. Всегда изображаемое он трактовал как ирреальное, фантастическое, воображаемое. Отсюда деформация фигур (элементы готики), предельные колористические контрасты с преобладанием темных цветов, игра светотени, ощущение движения... "Портрет поэта Эрсильи-и-Суньиги", "Портрет кардинала Тавера", "Портрет неизвестного". Но не его картины украшали пышный испанский двор. Среди художников, работавших при дворе Филиппа II, были 1. Франческо Сурбаран (1598-1664) - "Отрочество Богоматери", "Младенец Христос". Главное в его картинах - ощущение святости, чистоты; простое композиционное решение, плавность линий, плотное цветовое решение, материальность, вещественность, богатство колорита, величавость, сдержанность, реальность жизни, соединенные с мистичностью веры, высокой духовностью, эмоциональной напряженностью. 2. Хусепе Риберо (1591-1652). Основные сюжеты его картин - мученичество святых, портреты людей, проживших долгую жизнь. Но его работы не сентиментальны. Он более всего не хотел, чтобы его модели вызывали жалость. В них - истинно испанская народная гордость. Например, "Хромоножка", "Святая Инесса", "Апостол Яков-старший". Казалось, что испанская живопись никогда не выйдет из "стен" храмов. Но это сделал Диего Веласкес (1599-1660) - великолепный мастер психологического портрета, живописец характеров. Его картины отличаются многофигурной сложностью композиций, многокадровостью, предельной детализацией, прекрасным владением цветом. Веласкес - великий полифонист живописи. "Завтрак", "Портрет Оливареса ", "Шут", "Сдача Бреды" ("Колья"), "Пряхи". Художником, завершившим "золотой век" испанской живописи, был Бартолелло Мурильо. Он, отчасти, продолжил бытовую линию, намеченную Веласкесом. "Девочка с фруктами", "Мальчик с собакой". Но в зрелые годы творчества все чаще обращался исключительно к библейским сюжетам: "Святое семейство", "Бегство в Египет". В этих работах он выступает как блестящий колорист, мастер композиции. Но как далеко ушла эта живопись от глубоко человеческих страстей лучших испанских полотен. 2. Музыка Путь испанской музыки был своеобразен. В XVIIв. не выдвинулась своя оперная школа, но стремление к театральной определенности проявилось достаточно рано. Помимо крупных драматических произведений с традиционным участием музыки, развивались театрализованные песни (tonas, tonadas), сложилась сарсуэла - музыкально-театральный жанр (от названия королевского замка). ............ |