Поговорим об оберегах
Все, что на современном языке называется "украшениями", имело в древности ясно читаемый религиозный магический смысл. Оберегами у языческих славян считались предметы и явления природы, составляющие основу их верований и распространялись на все сферы их деятельности. Это относилось к жилищам, быту, одежде и т.д.
Древнейшей, самой любимой и распространенной нательной одеждой древних славян была рубаха (руб - кусок ткани). Рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с магическими предосторожностями. Она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу - удерживать в теле. При выкраивании ворота вырезанный лоскут протаскивали внутрь будущего одеяния. Это означало сохранение. Накопление жизненных сил. По мнению древних, следовало так или иначе "обезопасить" все необходимые отверстия в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержащая всевозможные священные изображения и магические символы.
Ворот был особенно магически важной деталью. Через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот обильно оснащали охранительной вышивкой. Иногда у состоятельных людей она была шита золотом, жемчугом и т.д. И со временем ворот превратился в отдельную наплечную часть - "ожерелье".
Рукава рубах были длинные и широкие и у запястья схватывались тесьмой. В праздничных женских рубахах тесемки на рукавах заменялись створчатыми браслетами.
Пояс мог быть тканый или вязаный у женщин, у мужчин - ременный (наказание - отрешить от пояса).
Когда хоронили умершего, пояс обычно расстегивали, чтобы не мешать душе окончательно покинуть тело и отправиться в загробное путешествие.
Подол расшивался (иногда очень богато, включая и сюжетные композиции). Вообще характер и техника вышивки связана с формой предмета и его назначением. Элементы вышивки различаются, либо имеют различное толкование в зависимости от местности. Но общая трактовка все-таки сохраняется. В русской деревне женщина была хранительницей обрядов, которые должны были обеспечить благо семье. В начале XIX в. еще был жив обряд чтения узоров. Девушки собирались на него в своих лучших нарядах, парни выбирали в провожатые старых женщин, показывая им вышитые девушками передники и подолы рубах, поясняя смысл узоров. Но позднее содержание народного узорочья стало забываться. Вышивальщицы не всегда могли дать правильное толкование древнего орнамента, зная лишь то, что в них заключена сила добра.
Язык русской народной вышивки
Раскидистое древо, часто с большими плодами, увенчанное солнцем и окруженное птицами. Узоры, исполненные иглой, построены по законам симметрии и поражают своими математически выверенными пропорциями. Это представление о рае, о чудесной жизни. Уже в глубокой древности у земледельческих народов космогонический образ мирового древа заменяется представлением о Вселенной в женском облике, коим являются изображения Рожаниц. На вышивках встречаются изображения крестов в ромбах. Часто из этих крестов словно вырастают геометризованные человеческие фигурки то с опущенными, то с поднятыми руками. Иногда чередуются между собой "девы" с поднятыми руками и "матери" с опущенными. ............