Часть полного текста документа:Использование педагогического наследия К.Д. Ушинского в подготовке учителя Н. В. Седова Проблема подготовки учителя настоящего, а тем более будущего века, очень сложна. Так было всегда. Она требует серьёзных методологических и теоретических исследований, которые в каждой новой социальной ситуации будут расширять поле изучения проблемы. Сама цель создания учителя и движение к ней могут осуществляться разными путями. Мы предлагаем рассмотреть идею подготовки учителя через проблемы воспитания личности ребёнка и воспитателя, используя ценности общечеловеческой и педагогической культуры, накопленные человечеством, идеи и мысли талантливых учёных и педагогов-практиков. Руководствуясь этими положениями, мы обращаемся к сущности педагогической теории К.Д. Ушинского, которая определяет разносторонний и достаточно глубокий смысл подготовки учителя. Особенности течения современных модернизационных процессов и социокультурной реформации вводят образование в центр осмысления реальностей и перспектив российского общества в качестве основного фактора, обеспечивающего необходимое обновление уклада жизни и становления демократического общества. Именно педагогу принадлежит в новой цивилизации ведущая роль. Осуществление этой миссии возможно лишь в результате формирования новой парадигмы педагогической деятельности. Предстоит пересмотреть образовательные ценности и сконструировать системы, отвечающие насущным потребностям человечества, сформировать нового учителя. В сложные периоды исторического развития прогрессивные силы общества, понимая всю значимость учительства, считали жизненно необходимым решать вопросы его подготовки. Специфика педагогической деятельности состоит в том, что новые идеи проявляются опосредованно, через присущие каждому периоду особенности, затрагивающие образовательные ценности (систему целеполагания, структуру, содержание, методы и инфраструктуру образования). В этом отношении для нашего времени характерны феномены развивающего обучения, гуманизации и гуманитаризации образования и профильно-дифференцированной организации учебного процесса. Парадоксальность современной ситуации в том, что педагогическое сознание воспринимает тенденции развития образования в отдельных, фрагментарных феноменах-инновациях. Логика и структура учительской профессии пока ещё остаются в основном в рамках индустриально-просветительской парадигмы мышления, когда упор делается на предметно-расчленённое восприятие мира, узкую специализацию и гипертрофированную технологизацию деятельности, когда операционно-процессуальные аспекты превалируют над сущностными, культурными. В этом отношении характерны требования образовательных стандартов к уровню подготовки педагогов. Специалист осознаёт личностную и социальную значимость своей профессии, обладает целостным представлением об образовании как особой сфере социокультурной практики, обеспечивающей передачу (трансляцию) культуры от поколения к поколению и выступающей как контекст становления личности. Далее все требования к учителю формулируются в категориях "знает", "умеет", "владеет", "обладает", которые никак не создают философскую и культурологическую конструкцию современной педагогической профессии, ориентированной на адекватное отражение в образовательной практике парадигмы научной картины мира с её фундаментальными принципами антропоцентризма, вариативности социально-исторических перспектив и их зависимости от культуры. Но миссия учителя не может заключаться лишь в фиксации на знаниевом уровне происходящих радикальных перемен. ............ |