Часть полного текста документа:Министерство общего и профессионального образования РФ Тюменский областной государственный институт развития регионального образования Кафедра практической психологии Дипломная работа Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов Исполнитель: Митченко Л.Э. Научный руководитель: к. п. н., доцент Просекова В.М. Тюмень 2003 г. Министерство общего и профессионального образования РФ Тюменский областной государственный институт развития регионального образования Кафедра практической психологии Дипломная работа Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов Подпись исполнителя______________________________ Подпись научного руководителя_____________________ Подпись рецензента _______________________________ Подпись заведующего кафедрой_______________________ Тюмень 2003 г. ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. Введение.......................................................................................4 Глава 1. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога..6 1.1 Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса............7 1.1.1 Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания..............................................................................9 1.1.2 Симптомы эмоционального выгорания........................................14 1.2 Эмоциональное выгорание как стресс.............................................16 1.3 Требования профессии к личности педагога.....................................24 1.3.1 Учитель в напряженных условиях..............................................28 1.4 Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...33 Выводы.......................................................................................37 Глава 2. Экспериментальная часть..................................................39 2.1 Гипотеза исследования....................................................39 2.2 Цели и задачи исследования.............................................39 2.3 Методики исследования...................................................39 2.4 База исследования..........................................................41 2.5 Результаты исследования и их анализ.................................42 2.6 Выводы.......................................................................64 Заключение.............................................................................65 Литература..............................................................................66 Приложения............................................................................68 ВВЕДЕНИЕ Современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям. В условиях реализации принципов личностно-ориентированного обучения, особую актуальность на наш взгляд приобретает изучение факторов, препятствующих гуманизации отношений в диаде "учитель-ученик". Можно предположить, что синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения учителя. Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. ............ |