Часть полного текста документа:Исследовательская деятельность студентов педагогического колледжа А. Н. Гудков Преобразования в социально-экономической и политической сферах жизни современного российского общества, изменение условий его культурного развития не оставили в стороне и отечественную систему образования. Современный этап ее развития характеризуется ориентацией на вхождение в мировое образовательное пространство и, как следствие, на смену образовательной парадигмы. Конечной целью происходящих перемен можно считать создание такой модели образования, которая ориентирована на развитие личности учащегося, его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самоорганизации и самоопределению. Вместе с тем, сочетание консерватизма и инертности, нередко встречающееся в практике современной школы, минимальные изменения педагогической системы порождают разрыв между названной целью и результатами. Конкретно он выражается в том, что общество "на выходе" из системы обучения и воспитания получает людей, подготовка которых не соответствует новым условиям. Это вызывает претензии к педагогам [1]. Такое положение позволяет говорить о противоречии между традиционным уровнем реализации деятельности учителя и современными запросами школы и общества в педагогах с творческим, научно-педагогическим мышлением [2]. Формирование учителя, соответствующего современным требованиям, начинается со студенческой скамьи педагогического колледжа, педагогического вуза. Выпускник последнего должен быть исследователем, проектировщиком, разработчиком новых технологий образования и воспитания. В этом мнении сходятся как сотрудники Минобразования России [3], так и ученые-педагоги, тем более, что овладение исследовательскими навыками, способностью научно подойти к решению педагогической проблемы является одним из ключевых условий, гарантирующих профессиональное становление будущих специалистов. В условиях непрерывного педагогического образования требования, предъявляемые к выпускнику педагогического вуза, тесно связаны с тем, каким должен быть выпускник педагогического колледжа. Последний представляется умеющим: прогнозировать и проектировать развитие личностных качеств своих воспитанников в соответствии с периодами педагогического процесса; быть готовым к инновационному поиску новых форм и методов работы, соответствующих возникающим педагогическим проблемам; планировать и осуществлять решение педагогических задач в целостном педагогическом процессе [4]. При этом наиболее значимо то, чтобы каждый выпускник колледжа был аналитиком, исследователем, обладал желанием к постоянному самосовершенствованию, т.е. оказался готов к переходу из условий "вариативно-деятельностного" образовательного процесса в колледже в условия "рефлексивного" процесса в педуниверситете [5]. Исходя из этого, исследовательская деятельность студентов в колледже может рассматриваться как одно из основных условий обеспечения преемственности непрерывного педагогического образования, а в связи с принятием новой Программы развития СПО - и в качестве одного из основных направлений развития среднего специального педагогического образования [6]. Следует отметить, что проблема исследовательской деятельности студентов педагогического колледжа в условиях непрерывного образования как один из аспектов профессиональной подготовки будущих учителей до сих пор недостаточно освещена в научной и методической литературе. ............ |