Тема: Изучение эффективности социально- психологического тренинга на примере работы с подростками.
Содержание
Введение
Глава I Теоретические аспекты изучения основных направлений работы с подростками
1.1. Особенности психического развития подростков
1.2. Основные направления и формы работы с подростками
Глава II Социально-психологический тренинг как форма работы с подростками
2.1. Психологические особенности тренинговой группы
2.2. Особенности организации тренинговой группы с подростками
2.3. Отслеживание эффективности работы тренинговой группы с подростками
Заключение
Литература
Приложение
Введение
В поисках средств гуманизации школьного образования педагогика ориентируется на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы и саморазвитие.
Одной из главных целей образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Следовательно, учебно- воспитательный процесс становится больше ориентированным на личность ученика, его индивидуальные возможности, способности и интересы.
Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, т.е. состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Если человек попадает в ситуацию дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, т.е. человек реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые, в свою очередь, вызывают тревожность.
В подростковом возрасте появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое чувство Я, увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождается трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверенности в себе.
Это важно потому, что именно подростку свойственно проблемное поведение: раннее начало половой жизни, употребление наркотиков, выражение протеста с вызовом по отношению к ценностям среды. Поэтому, если Вы уверены в том, что можете говорить с подростками на эти темы, тренинг станет для Вас удобным инструментом профилактической работы. Именно в контексте тренинга можно научить подростка достигать личных целей, демонстрировать свою «взрослость» приемлемыми способами.
Таким образом, требуется целенаправленная коррекционная работа с подростками с повышенным уровнем тревожности, что предполагает развитие рефлексии, т.е. самопознание внутренних психических актив и состояний и формирование устойчивой положительной самооценки.
Как отмечает Л.Ф. Анн, психолог вынужден решать сложнейшие задачи: ему необходимо специально организовать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, между взрослым и детьми, оказать помощь подростку в его саморазвитии.
Одно из возможных решений- использование в работе с подростками программ социально- психологического тренинга, в ходе которых решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки.
По мнению В.В. ............