Изучение уровня педагогических знаний родителей.
Введение
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», писал В.А. Сухомлинский. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Вот почему при большом многообразии обязанностей работа школы с семьей столь значительна в педагогической деятельности. Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях и добьется более ощутимых результатов в воспитании учащегося.
Возможности родителей создать в семье благоприятные условия для развития ребенка зависят от развития и углубления их педагогических представлений. При этом, значительную роль повышения уровня знаний играет образовательное учреждение. Этот факт дает нам основание считать позитивную динамику уровня педагогических знаний родителей показателем эффективности воспитательного процесса в школе, показателем его результативности.
В этой связи рассмотрим ряд методик изучения уровня педагогических знаний родителей учащихся.
Методика «Моя семья»
Методика является модификацией методика М. Егровой.
Цель: Изучение уровня семейного воспитания.
Инструкция.
Уважаемые учащиеся! Сначала напишите, в кем Вы живете: отец, мать, братья, сестры, бабушка, дедушка, другие члены семьи. Затем отвечайте на вопросы одним из следующих возможных ответов:
Конечно, да Скорее, да Трудно ответить Скорее, нет Конечно, нет 5 4 3 2 1
Для некоторых вопросов (№ 3, 10, 17) следует выбирать ответы с указанием матери или отца (или других членов семьи): «Конечно, мать» - 1, «Видимо, мать» - 2, «Конечно, отец» - 3, «Видимо отец» /1 4, «Оба родителя» - 5.
На листе бумаги напишите дату, пожеланию – фамилию и имя, класс, школу и номер вопросов от 1 до 21. Против каждого номера Вы будете писать ответ в виде цифры, соответствующей Вашему ответу – или «1», или «2», или «3», или «5». Если, например, на вопрос 1 выбран ответ «Видимо, да», то нужно напротив номера 1 написать цифру 2. И так далее… Спасибо за сотрудничество.
Текст.
1. Сердятся ли родители, если вы спорите с ними?
2. Часто ли родители помогают Вам в выполнении домашних заданий, решении учебных проблем?
3. С кем вы чаще советуетесь в Вашей семье, когда нужно принять какое-нибудь решение?
4. Часто ли родители соглашаются с тем, что учитель был не справедлив по отношению к Вам?
5.Часто ли родители вас наказывали?
6. Часто ли родители ссорятся друг с другом?
7. Верно ли, что у вас дома нет общих дел, в которых участвуют все члены семьи?
8. Часто ли в ответ на Вашу просьбу разрешить вам что-либо родители отвечают «Нельзя!»?
9. Бывает ли та, что родители настаивают на том, что бы Вы не дружили с кем-нибудь из Ваших друзей?
10. Кто является главой в вашей семье: мать или отец?
11. Смеются ли родители над кем-нибудь из Ваших учителей?
12. Часто ли разговариваю с Вами резким, грубым голосом?
13. Кажется ли Вам, что у Вас в семье холодные, плохие, недружеские отношения между родителями?
14. Верно ли, что в Вашей семье мало помогают друг другу в домашних делах?
15. ............