Введение
Карикатура - (от итал. Caricatura нагружать, преувеличивать) способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критично направленного преувеличения и подчеркивания негативных сторон жизни, с целью их разоблачения и высмеивания. В более узком смысле - отдельный жанр изобразительного искусства (чаще всего в графике, форма сатиры.) В графической карикатуре резко преувеличиваются основные, наиболее характерные черты отрицательных персонажей с целью их сатирического разоблачения и осмеяния.
1.1 История появления и развития карикатуры
Элементы карикатуры известны в искусстве Древнего Египта, античного мира, средневековья и эпохи Возрождения. Нечто похожее на карикатуру можно увидеть в набросках Леонардо да Винчи. Хотя в них не было сатирического содержания, они лишь носили характер гротеска.
Многие специалисты считают, что К. как самостоятельный жанр начала своё существование с сатирических картин А. Каррачи в сер. 16 в., поскольку основной целью автора было стремление рассмешить своего зрителя. В дальнейшем карикатура полуила более глубокое развитие в работах французов Филиппона и Гензи, английского графика Хогарта, испанского художника Гойи. (В детстве Ф. Гойя нарисовал деву Марию с синими усами и старика Иосифа с трубкой в зубах, за что и был наказан.)
1.2 Появление карикатуры в печати
Но главная роль в утверждении карикатуры как самостоятельного жанра принадлежит, прежде всего, французам: сатирическим графикам Домье и Доре, благодаря которым К. стала широко тиражироваться и прочно обосновалась на страницах периодических изданий. Произошло выделение К. из традиционно понимаемого вида изобразительного искусства, в искусство связанное с журналистикой, периодической печатью.
Карикатура с самого начала возникновения была средством борьбы с политической властью, поэтому карикатуристы всегда представляли опасность для государственных и политических лидеров. Впервые карикатуристы проявили себя как политические борцы в период Реформации, которую возглавил Мартин Лютер. Один из историографов папства вынужден был признать, что своим успехом в Германии Реформация обязана карикатуре.
Карикатура преследовала Наполеона в течение всей его жизни. Во Франции К. всегда играла значительную роль в периоды политической нестабильности социальных потрясений.
Наибольшего расцвета достигает в период революционных подъемов. Значительная роль в развития мировой карикатуры принадлежит В. Хогарту, Дж. Гилрею (Англия), Г. Гросу (Германия), Ф. Гойи (Испания), А.Дам'е, П. Гаварни (Франция), И.Церебенёву, А.Венецыанову, П. Баклевскому (Россия).
(Самые старые карикатуры на Бисмарка)
1.3 Карикатура в белорусских печатных изданиях 20-30 гг.
В белорусском искусстве сатирическая направленность присутствует в отдельных графических работах художников 19 - нач. 20 в. А. Бартэльса, К.Бахматовича, М. Микешина. В нач. 20 в. развитие карикатуры связано с революционным рабочим движением. Во время Гражданской войны карикатура вместе с плакатом получила широкое развитие в "Окнах РОСТА", которые существовали в Минске, Витебске, Гомеле, Могилеве и других городах. карикатура печатный издание белорусский
Острой сатирической направленностью выделялись карикатуры журнала "Маланка" (издавался в 1926-1927 в Зап. ............