Часть полного текста документа: Китай-Город Кремль, по старому разделению Москвы, называется Городом, строения вне Кремля - Пасадом, а слободы вне Белого города - Загородьем. Впоследствии теснота Кремля важность посада и увеличивающееся число жителей были причиной того, что мать Ивана Грозного Елена Глинская во избежании новых бедствий от нашествия татар и литовцев приказала выкопать глубокий ров вокруг всего посада, заключавшего в себе кроме домов многих знатных горожан все купеческие лавки, торги, или рынки, святые храмы и достопамятную Красную площадь. Работа начата была 20 мая 1534 года и в июне того же года закончена.. Замечательно, что работа эта производилась всеми Московскими жителями, за исключением знатнейших граждан и государственных чиновников. Ров простирался от речки Неглинной через старую Троицкую площадь и Васильевский луг к Москве - реке. Речка Неглинная была запружена и водой своей наполнила ров, так что Кремль и Китай-город представлялись островом. В 1535 году, 16 мая, после молебна и крестного хода по нововыкопанному рву была заложена и каменная стена с четырьмя башнями. Сам митрополит Даниил заложил камни основания как для стенки, так и для башен. Постройкой стены заведовал зодчий итальянец Петрак Малый, и стена была окончена в 1538 году. Так была основана новая часть города под названием Китай-город. По мнению некоторых, это слово означает Средний, но другие полагают, что Китай-город так назван по имени Китай-городка в Подольском воеводстве, откуда была родом Елена Глинская. Предположение это всего вероятнее. Однако есть и еще одно предположение относительно названия Китай-города. Некоторые из историков уверяют, что эта часть Москвы исстари называлась Китаем, и что с этим Словом в простонародье связывался всемирный рынок, и всякая иноземная ткань называлась "Китайком". Всё будто бы произошло оттого, торговала с Китаем. В Рязанской губернии среди простого народа слово "Китай" и до сех пор составляет насмешливое прозвище всякого барышника и торгаша. Как бы там ни было, но московский Китай-город действительно был центром, где сосредоточилась всякого рода торговля и всякого рода промышленность, имеющая значение не только для Москвы , нот даже и для всей России. Подобно Кремлю и Китай-город после перенесения столицы из Москвы в Петербург стал заметно падать и приходить разрушение. Стены Китай-города в эти годы стали обваливаться, в башнях открыты мелкими чиновниками лавки. К стенам были пристроены погреба, сараи, конюшни. Нечистоты при стенах всё больше увеличивались заражали воздух . Много лачужек и плохих построек в этой части города было на землях, захваченных духовными властями. Церковное духовенство не только на подворьях, но и церковных землях завело погреба, харчевни. Начальник Кремлёвской экспедиции И.С. Валуев входил к обер-полицмейстеру Беклешеву в 1806 году с прошением по этому поводу. Беклешев предлагал митрополиту Платону свести такие заведения с церковных земель. Платон не согласился, ссылаясь на то, что от того много потерпят как церковные доходы , так церковнослужители, которых состояние было весьма близко к бедному. Самым грязным местом в Китай-городе были так называемые певчие дома , принадлежавшие владению синодальных певчих, которые сами здесь не жили, а отдавали постройки в наём. ............ |