Часть полного текста документа:Клеменс Брентано Р. Шор Брентано Клеменс (Clemens Brentano, 1778-1842) - наиболее яркий и значительный представитель второго поколения немецких романтиков. Уже в годы юности, находясь еще всецело под обаянием иенских романтиков, Б. претворяет полученные от них художественные формы. Правда, герои его романа "Godwi" (1801-1802) и комедии "Ponce de Leon" (1804) напоминает героев Тика , но уже в "Godwi" он пародийно разрушает форму иенских романтиков; вместе с тем Брентано вводит новый, неизвестный последним, мотив любви-муки, "радости-страдания". Эта тема поруганной любви, любви к падшей женщине, находит себе выражение в ряде баллад; некоторые из них ("Treulieb", "Lieb Madel") принадлежат к лучшим произведениям немецкой лирики; на ту же тему написана и трагедия "Aloys und lsnelde" (1811); мотив "радости-муки" объективируется в опере "Die lustigen Musikanten", с центральной трагической песней "веселых" музыкантов; внутренняя антитетичность темы отражается стилистически в pointe'ах конца. Она связана с личным переживанием - с любовью Б. к Софии Меро (1761-1806), его первой жене. На оформлении этой темы заметно влияние народной песни, техникой которой Б. овладел еще до издания "Des Knaben Wunderhorn" (о последнем см. "Арним"). Наряду с метром, влияние народной песни сказывается особенно на выборе цветовых эпитетов у Б.; к приему синкретизма ощущений, типичному для старшей романтики, Б. прибегает только пародийно, как напр. в "Чудесной истории часовщика Богс", написанной в сотрудничестве с Герресом (1807). Сатира против филистерства дана здесь не в чистом виде, как в позднейшем quasi-научном трактате "Die Philister vor, in und nach der Geschichte" (1811), а с романтическими видениями, выражающими новый мотив губительного соблазна красоты, любви к Лорелее. Мотивы соблазна, покаяния и отречения от мира являются темой новых поэтических произведений, порой соединяясь и обостряя тему - "радости-страдания". Брентано долгие годы скитался по Германии (1806-1816) и в художественном отношении это было далеко не бесплодно. Национально-историческое направление, любовь к идеализованному средневековью с его "смиренной простодушной верой" находит себе выражение в "Aus der Chronika eines fahrenden Schulers" (1818); в архаизированном наивном сказе этой повести Б. сумел обуздать свое причудливое воображение. В одном реалистическом тоне выдержана бытовая новелла "Geschichte vom braven Kasperl und vom schonen Annerl" (1817); введение жутких народных поверий о жаждущем крови мече палача мотивировано здесь личностью рассказчицы - старухи-крестьянки. Зато причудливая фантазия Б., яркость экзотики, безумная веселость его юмора раскрываются в новелле "Die mehreren Wehmuller und ungarische Nationalgesichter" (1817). Наконец в своих сказках (1805-1811) Б. дает образцы иронической фантастики, невозможной и в то же время логически последовательной, которой соответствует виртуозность сказа, доведенного до звукописания почти каждого изображаемого предмета. Мотив отречения звучит однако все яснее в творчестве поэта; он становится основным в "Romanzen vom Rosenkranz", где путем отречения искупают грех земной жизни три девы - три символических розы: белая земная, алая небесная и золотая роза искусства; здесь Б. предает проклятию, в лице чернокнижника Апоне, идеологию романтизма, философию Шеллинга и Шлегеля . Еще один шаг - отказ от личного счастья, от любви к Луизе Гензель (1817), переносит тему отречения из поэзии в жизнь Б. ............ |