Содержание Введение 1. Сущность и основные черты комплекса неполноценности личности 1.1 История возникновения 1.2 Общее представление о комплексе неполноценности 1.3 Причины комплекса неполноценности личности 2. Формирование комплекса неполноценности 2.1 Почему развивается комплекс неполноценности 2.2 Роль комплекса неполноценности в жизни личности 2.3 Как избавиться от комплекса неполноценности 3. Взаимосвязь комплекса неполноценности и комплекса превосходства Заключение Список литературы
Введение
Человеку не следует стремиться искоренять свои комплексы, а следует прийти с ними в согласие: они законно являются тем, что направляет поведение человека в мире.
Зигмунд ФРЕЙД
Комплекс неполноценности — теоретическое понятие в индивидуальной психологии А. Адлера, обозначающее энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждым человек в раннем детстве ощущения собственной недостаточности.
Выбор данной темы обусловлен ее актуальностью.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что происходит вытеснение чувства в бессознательное и придание ему за счет этого характера постоянной ненасыщаемости, а стремление к позитивному переживания чувства компетентности стимулирует различные виды деятельности, в которых возможен реальный или мнимый успех.
В своей теории комплекса неполноценности Адлер опирается на философию "фикционализма" разработанную немецким философ-позитивистом Гансом Файхингером. В работе "Философия "как если бы" Файхингер выдвинул тезис о том, что поведение большинства людей определяется социальными фикциями ("Все люди равны в своих возможностях", "Чтобы добиться успеха, главное - желание"), которые совершенно не соответствуют действительности. "В погоне за такими фикциями, - пишет исследователь творчества Адлера А.М. Боковиков, - люди понапрасну растрачивают свои силы и энергию, так ничего реально и не добиваясь. Аналогичным образом, согласно Адлеру, протекает жизнь невротика, который, стремясь компенсировать чувство собственной неполноценности, преследуют цель достижения фиктивного превосходства над людьми". Также данным феноменом занимались такие ученые-психологи как М.К. Акимова; Б.М. Кедров; В.Т. Козлов; Г. Ревеж; А.И. Сухарева; И.С. Якиманская.
Объект исследования – развитие личности и влияние на нее комплекса неполноценности.
Предмет исследования – комплекс неполноценности.
Гипотеза исследования - главной составляющей комплексов в негативном смысле этого слова выступает страх, который когда-то давно вошел в нашу душу перед лицом реальной или кажущейся угрозы.
Цель работы – рассмотреть формирование и роль комплекса неполноценности в развитии личности.
Задачи работы:
1) изучить сущность и основные черты комплекса неполноценности личности;
2) обосновать формирование комплекса неполноценности;
3) определить взаимосвязь комплекса неполноценности и комплекса превосходства.
1. Сущность и основные черты комплекса неполноценности личности
1.1 История возникновения
Комплексы - дети бессознательного, и попадают они туда разными путями. ............