Часть полного текста документа:Комплексный подход к использованию информационных технологий в школе Стариченко Б.Е., УрГПУ, Екатеринбург Одной из проявившихся в настоящее время тенденций развития образовательных информационных технологий (НИТ) следует считать комплексный подход к их использованию в школе. В соответствии с этим подходом новые технологии должны охватить не только непосредственно учебный процесс, а по возможности все стороны школьной деятельности. На рисунке показаны основные направления применения НИТ в школе; параллельная и взаимосвязанная работа по ним и составляет суть комплексного подхода . Первым классификационным признаком является очевидное деление пользователей НИТ на четыре группы - учащиеся, педагогический персонал, администрация и вспомогательные службы. Учащиеся могут применять компьютеры в учебной деятельности и во внеклассной работе. Блок Обучение предполагает использование компьютерных технологий учащимися непосредственно в процессе усвоения учебной информации. Как видно из приведенной схемы, в этом блоке, в свою очередь, выделяется два достаточно автономных и различающихся по своим задачам направления. Раздел "Курс информатики" имеет своей задачей формирование информационной культуры ученика, его компьютерной грамотности в современном понимании этого термина. Это направление работает на информатику как науку и обязательную школьную дисциплину, в которой компьютер и компьютерные технологии выступают в качестве объектов изучения . Раздел "Другие дисциплины" предполагает применение компьютеров в качестве средства обучения при освоении "обычных" дисциплин (не информатики). В этом случае применение НИТ призвано повысить эффективность обучения за счет активизации деятельности учащихся, реальной индивидуализации учебного процесса и гуманизации его построения. Данное направление является, безусловно, наиболее ресурсоемким (в отношении техники, программного обеспечения и количества подготовленных преподавательских кадров), поскольку предусматривает работу со значительными группами учащихся при освоении большого числа школьных дисцип лин. Блок Внеклассная работа призван, с одной стороны, решить проблему досуга учащихся, а с другой - предоставить возможность для развития его индивидуальных творческих способностей и, возможно, профориентации на базе современных информационных технологий. В рамках направления "По учебным предметам" возможно проведение факультативных или кружковых занятий, предусматривающих углубленное освоение учебных дисциплин. Примерами могут быть кружки иностранных языков, использующие мультимедийные технологии; участие в телекоммуникационных проектах по экологии, географии, природоведению, русскому языку и т.п.; кружки программистов; объединения по изучению мировой культуры. В разделе "По интересам" компьютер предоставляет учащимся любых возрастов ни с чем не сравнимые возможности удовлетворения своих интересов. Можно привести тематики подобной деятельности: студия компьютерной графики и анимации, шахматная студия, мультимедиа-библиотека, развивающие игры, Lego -лаборатория, школьное издательство, школьный электронный журнал, школьный Web -сайт и пр. ............ |