Часть полного текста документа:Челябинский Государственный Университет Факультет психологии Кафедра практической психологии Курсовая работа Конфликты в педагогическом общении. Выполнил: студент группы 205 Шведов Максим Алексеевич Научный руководитель: канд. педагогических наук Агавелян Валентина Сергеевна Челябинск 2001 Содержание. ВВЕДЕНИЕ. 3 ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ. 4 1.1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. 4 1.2. КОНЛИКТЫ КАК БАРЬЕРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ. 8 1.3. ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТНО-СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ В МЛАДШИХ КЛАССАХ. 12 1.4. ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ. 25 ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМАТИКА КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ. 40 2.1. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ, ПРОВОЦИРУЕМЫХ УЧИТЕЛЕМ И СПОСОБЫ ИХ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ. 40 2.2. БАРЬЕРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ ПРИ СТОЛКНОВЕНИИ ЦЕННОСТЕЙ И РЕКОМЕНДАЦИИ К ИХ ПРЕОДОЛЕНИЮ. 53 ПРИЛОЖЕНИЕ. ТРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. 61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 76 БИБЛИОГРАФИЯ. 77 Введение. Данная курсовая работа посвящается изучению конфликтно-стрессовых ситуаций, которые становятся барьерами для эффективного педагогического общения. Актуальность данной проблематики обусловлена постоянным интересом психологов и педагогов (Выготский Л.С., Леонтьв А.А., Макареноко А.С. и другие) к изучению причин возникновения конфликтов в педагогическом взаимодействии учителя и учеников, к поиску эффективных способов их преодоления. Предметом настоящей работы является выявление типичных конфликтно-стрессовых ситуаций, их типология и способы разрешения. Целью работы является анализ подобных ситуаций в психолого-педагогическом аспекте, что предусматривает решение следующих конкретных задач: 1) выявление характеристик педагогического общения с точки зрения социально-педагогического взаимодействия; 2) определение типологии конфликтов при обучении младших школьников и подростков; 3) характеристика типичных проблемных ситуаций и рекомендации их разрешения. Обработка материала проводилась с использованием следующих методов: объективное наблюдение, абстрактный эксперимент. Материалом для работы послужили данные, полученные при работе с литературой, бесед с преподавателями школ № 109, 123 г. Челябинска. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и библиографии, изложенной на 77-78 страницах. Во введении определяется предмет исследования, обуславливается актуальность работы, формулируются основные цели и задачи, методы исследования и используемый материал. В первой главе раскрывается понятие педагогического общения как социально-психологического взаимодействия, проводится типология конфликтно-стрессовых ситуаций в младших классах и при обучении подростков, указываются возможные способы их преодоления. Во второй главе дается дифференциация наиболее типичных проблемных ситуаций, провоцируемых учителем, а также возникающих при столкновении духовных ценностей учителя и ученика, предлагаются пути их разрешения. В приложении приводится программа тренинга эффективного педагогического сотрудничества, разработанная известными психологами и педагогами (Леонтьев А.А., Азаров Ю.П., Ермова Л.Д.). В заключении в обобщенном виде подводятся итоги работы. Глава 1. ............ |