Часть полного текста документа:тексты лекций Миронова Валерия Ивановича для студентов третьего курса экономического факультета вечерней формы обучения специальности "ФПУ" (Финансовое планирование и управление) ПГУ (Пермский государственный университет) записал Д. Захаров Курс лекций по маркетингу. Преподаватель ПГУ: Миронов Валерий Иванович. (ауд.310 с 11:30 до 13 часов по средам) Маркетинг - это система управления производством и реализацией продукции, направленная на приведение в соответствие потребностей рынка и возможностей производителя для обеспечения достижения поставленной цели. Маркетинг имеет более 2000 определений. Маркетинг появился на стыке 1919-1920 гг. Концепции производственно-сбытовой деятельности. 1. Концепция совершенствования товара - вся деятельность производителя направлена на создание конкурентоспособной продукции. Эта концепция сбытовая, базируется на учёте возможностей производителя и не учитывает потребностей рынка. 2. Концепция совершенствования производства - направлена на совершенствование технологии, на внедрение высокопроизводительного оборудования, на повышение объёмов производства и снижение себестоимости продукции. Эта концепция тоже сбытовая, не учитывающая потребностей рынка. 3. Концепция интенсификации коммерческих усилий по реализации продукции - это сбытовая концепция, направленная на увеличение объёма продаж. (произведена продукция ? реклама (1 доп. расход) ==> вкладывают деньги) 4. Концепция маркетинга - не учитывает потребности общества (нарушает экологию) 5. Концепция социально-этичного маркетинга - учитывает интересы общества в целом, его потребности. Принципы маркетинга. 1. Производить только то, что необходимо потребителю. 2. Концентрировать усилия на достижении конкретного, конечного, практического результата. 3. Использовать в единстве стратегию и тактику активного приспособления производства товаров к требованиям рынка с одновременным, целенаправленным воздействием на него, в целях охвата маркетингом всех звеньев в цепи продвижения товаров от производителя к потребителю. Воздействовать, влиять Изучать Знать Подстраиваться и удовлетворять требования 4. Ориентировать деятельность предприятия в целом и службу маркетинга в частности не на сиюминутный результат, а на долговременную перспективу на основе стратегического планирования и прогнозирования тенденций рынка. 5. Концентрировать исследовательские, производственные и сбытовые усилия на решающих направлениях маркетинговой деятельности. Но какие бы ни были ресурсы - всё охватить невозможно. 6. Помнить о первичности рынка. Среда маркетинга. Это среда предприятия. Макросреда - факторы, влияющие на деятельность предприятия и не зависящие от его деятельности. * Политические условия * Правовые * Экономические * Демографические * Культурные * Социальные * Научно-технические * Природно-климатические Микросреда : * Поставщики * Потребители * Конкуренты * Посредники * Контактные аудитории (финансовые, страховые, банковские учреждения) Внутренняя среда : * Производственные (технологические) условия * Финансовые условия * Организационно-структурные условия * Управленческие условия * Кадровые условия Средства маркетинга. Они вписываются в формулу 4Р. Функции маркетинга. 1. Комплексное исследование рынка * Исследование и анализ основных показателей рынка, ёмкости и конъюнктуры рынка. * Прогнозы развития рынка, долгосрочные и краткосрочные. * Изучение субъектов рынка (потребителей, их отношение, мотивы, поставщиков, конкурентов, посредников). * Сегментирование рынка и анализ параметров сегментов. ............ |