Часть полного текста документа:Концепция профессионально ориентированного курса "Элементарная физика" в педвузе И. А. Иродова, Е. И. Смирнов Ведущие принципы высшего образования: фундаментальность, целостность и ориентация на интересы формирования человеческой личности - могут быть реализованы при условии выполнения системы требований к системе организации самого образовательного процесса. В связи с этим содержание физического педагогического образования должно претерпеть серьезные изменения. Структурообразующим фактором проектируемой дидактической системы является концепция фундирования, предложенная В.Д. Шадриковым [1]. В связи с выявленными тенденциями было предложено углубить теоретическую и практическую составляющие предметной подготовки будущего учителя физики, изменив ее содержание и структуру в направлении усиления в ней школьного компонента с последующим фундированием знаний на разных уровнях. Фундирование - это процесс создания условий (психологических, педагогических, организационно-методических) для актуализации базовых элементов школьной и вузовской физики с последующим теоретическим обобщением структурных единиц, раскрывающим их сущность, целостность и трансдисциплинарные связи в направлении профессионализации знаний и формирования личности педагога. Концепция фундирования элементов школьной физики (знаний, умений, навыков, физических методов познания) предполагает развертывание в процессе предметной подготовки студентов следующих элементов: определение содержания уровней базового школьного учебного элемента (знания, умения, навыки, физические методы познания, идеи, алгоритмы и процедуры); определение содержания уровней и этапов (профессионального, фундаментального и технологического) развертывания базового вузовского учеб-ного элемента; определение технологии фундирования (диагностируемое целеполагание, наглядное моделирование уровней глобальной структуры, локальной модельности, управления познавательной и творческой деятельностью студентов, блоки мотивации базовых учебных элементов); определение методической адекватности базовых школьных и вузовских (фундированных) учебных элементов на основе современных методических концепций. Принципиальным отличием формируемой концепции фундирования является определение профессионально ориентированной теоретической основы для спиралевидной схемы развертывания и моделирования базовых учебных элементов в направлении их творческого обобщения в системе предметной подготовки студентов педвузов. Если отталкиваться от содержания школьного предмета физики в направлении его послойного фундирования в теоретических курсах дисциплин предметного блока, то объем, содержание и структура предметной подготовки должны будут претерпеть значительные изменения в плане практической реализации теоретического обобщения школьного знания по принципу "спирали". В ходе нашего исследования по определению содержания и технологий профессиональной подготовки учителя физики [10] была разработана концепция профессионально ориентированного курса в предметном блоке дисциплин, в котором планируется осуществлять раннюю профессионализацию будущего специалиста, начиная с первого года обучения в педагогическом вузе. ............ |