Коррекционная работа по устранению дислексии у детей с трудностями в обучении
Оглавление
Введение
I. История и современное состояние проблемы устранения дислексии у детей
1.1 Нейропсихологические механизмы письменной речи
1.2 Дислексия: причины, механизмы, виды
1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
1.4 Особенности речевого развития детей с ЗПР
II. Экспериментальное изучение процесса овладения чтением учащимися с ЗПР
2.1 Организация и методика эксперимента
2.2 Особенности формирования навыков чтения у детей с ЗПР
2.3 Результаты контрольного эксперимента
III. Система коррекционной работы по преодолению дислексии у учащихся с ЗПР
3.1 Методика коррекции фонематической дислексии
3.2 Методика устранения аграмматической дислексии
3.3 Методика устранения семантической дислексии
3.4 Методика коррекции оптической дислексии
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
Введение
Неуспеваемость, особенно если она проявляется еще в начальных классах, существенно затрудняет овладение ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это время формируются умственные и практические операции, действия и деятельность.
Отсутствие этого фундамента, невладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины неуспеваемости, установить, какие из них действуют в конкретном случае (то есть диагностировать неуспеваемость),и уметь или устранить их или коррегировать последствия.
Причины неуспеваемости учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами. Примерно 50% неуспевающих школьников составляют дети с задержкой психического развития. Запас знаний об окружающей среде у младших школьников с ЗПР крайне скуден, они не могут рассказать о свойствах и качествах предметов; умственные операции недостаточно сформированы; речевая активность низкая, словарь беден, высказывания односложные, а их грамматическое оформление неполноценно, интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная направленность или не обнаруживается, или весьма слаба и нестойка; преобладает игровая мотивация; плохо развита произвольная регуляция поведения.
У младших школьников с ЗПР особенно распространены нарушения чтения, которые оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие.
Представление о симптоматике, сущности и механизмах нарушений чтения складывались постепенно. Впервые на эти нарушения как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А.Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много других работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения и письма. Из ранних работ отечественных авторов следует отметить работы клиницистов-невропатологов Р.А. ............