Часть полного текста документа:"КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" В КИТАЕ Разногласия в руководстве КПК по проблемам определения внутриполитического курса и внешнеполитической ориентации страны достигли большой остроты к концу 1965 г. Мао Цзедун и его сторонники выступили за возвращение к "яньаньским" нормам политической и социально-экономической организации общества. Идею о классовой борьбе в социалистическом обществе Мао Цзэдун выдвинул еще в 1957 г., а после Х пленума ЦК КИК 8-го созыва (1962 г.) он начал пропагандировать и навязывать стране мысль об "обострении классовой борьбы", выдвинул положение "о продолжении революции при диктатуре пролетариата". В этой связи появился и тезис о том, что часть членов КПК встала на путь "ревизионизма". Причем с самого начала борьба с "ревизионизмом" внутри страны стала неразрывно увязываться с борьбой против "международного ревизионизма", в это понятие включалась КПСС и. ряд других коммунистических и рабочих партии. Мысль о "появлении ревизионизма в Китае" Мао Цзэдун стал особенно подчеркивать со второй половины 1965 г. Он считал, что в партию, правительство, армию и круги деятелей культуры проникло большое число представителей буржуазии и "контрреволюционных ревизионистов", и, только начав "великую пролетарскую культурную революцию", можно отвоевать власть, узурпированную "лицами, обладающими властью в партии и идущими по капиталистическому пути". Таким образом, "культурная революция", задуманная и развязанная Мао Цзэдуном в 1966 г., была нацелена на то, чтобы устранить из руководящих органон партии всех несогласных с его политикой, прежде всего сторонников VIII съезда КПК, навязать партии и народу свою схему развития Китая в духе левацких концепций "казарменного коммунизма", ускоренного строительства социализма, отказа от методов экономического стимулирования. Эти идеи наглядно отражались в призывах: "В промышленности учиться у дацинских нефтяников, в сельском хозяйстве - у дачжайской производственной бригады", "Всей стране учиться у армии", "Усиливать подготовку на случай войны и стихийных бедствий". Одновременно продолжалось раздувание культа личности Мао Цзэдуна. Постоянно нарушая принципы коллективного руководства в партии, Мао Цзэдун поставил себя к этому времени над ЦК КПК, Политбюро ЦК партии, часто не обсуждал с последними принимаемых им от имени партии решений. Именно он в обход партийного руководства страны развернул "культурную революцию" и руководил ею. Историю "культурной революции" большинство китайских ученых делит на три этапа. Первый этап продолжался с мая 1966 г. по апрель 1969 г. - это была наиболее активная и разрушительная фаза "культурной революции", закончившаяся созывом IX съезда КПК. Поводом для начала движения послужила публикация и ноябре 1965 г. в шанхайской газете "Вэньхуэй бао" статьи Яо Вэньюаня "О новой редакции исторической драмы "Разжалование Хай Жуя". Пьеса была написана в I960 г. видным китайским историком, заместителем мэра Пекина У Ханем. Он был обвинен в том, что, рассказывая в своей драме об эпизоде из истории средневекового Китая, якобы намекал на несправедливость гонений и разжалования маршала, бывшего министра обороны КНР Пэн Дэхуая, давшего в 1959 г. негативную оценку "большому скачку" и народным коммунам в КНР. Пьеса была названа в статье "антисоциалистической ядовитой травой". За этим последовали обвинения против руководителей Пекинского горкома КПК и отдела пропаганды ЦК КПК. ............ |