Часть полного текста документа:Квантифицируя киберпанк А. Суворкин Это мир есть мир воображения и видимости. У. Блейк Ввод кода Кибернетическая революция конца ХХ века имела эффект разорвавшейся бомбы и отозвалась резким диссонансом во всех диапазонах человеческой жизни: всеобщая компьютеризация и виртуальная реальность, нанотехнологии и биоинженерия, клонирование и искусственный разум - флагманы шагающего по планете хай-тек прогресса, подобно гигантской волне, накрыли обескураженное человечество с головой. Разумеется, все это не могло не найти обширного отклика в культуре модерн-арта. Поэтому появление феномена киберпанка как направления новой формации в жанре научной фантастики явилось тем семантическим кодом, который характеризует столь впечатляющий перелом в цивилизации и человеческом сознании; программным языком для описания реалий близкого будущего, будущего постапокалиптического состояния мира, будущего, где кибернетизация общества идет на всех парах, будущего цифровых войн и жестко-психоделического техноантуража окружающей действительности. Определение файла Изобретение термина "киберпанк" ("cyberpunk") присваивают американскому литературному критику Гарднеру Дозуа, который, оставшись под сильным впечатлением от новелл Филиппа К. Дика, придумал неологизм для определения диковской noir-fiction. Слово это неожиданно быстро подхватили радикальные фантасты того времени - Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг, Майкл Суэнлик, Руди Рюкер, таким образом еще и дистанцировавшись от того сонма авторов и романов, которые привели научную фантастику в трэш-яму шаблонных однодневок. Кроме того, созданный Дозуа термин как нельзя лучше определял те аспекты и вопросы, которые являлись ведущими в творчестве "новых фантастов". "Кибер" - это высокие технологии, применяемые для совершенствования человеческих возможностей. "Панк" - это протест против Системы, против контроля. "Кибер" - это циркулирующие в крови наномашины, компьютерные сети, манипуляции с генами, эмуляторы реальности и искусственно созданный разум. "Панк" - анархизм, борьба с тоталитаризмом во всех его проявлениях, лейтмотив произведений. Кроме того, писатели-фантасты "новой волны" пошли дальше и придумали "сленг будущего". Романы были буквально прострочены терминами, которые творцы киберпанка брали из очень разных наук, начиная от высшей математики и физики, кончая кибернетикой и биоинженерией. Термины в контексте произведений использовались сильно абгрейженными, в крайне оригинальной обработке, так что корни происхождения порой и определить-то было очень затруднительно. Но это мало волновало отцов-основателей - они писали о будущем языком будущего - создавали тот самый программный язык, который бы смог наиболее полно и правильно описать его футурореалии. Это, разумеется, отпугнуло массового читателя, но зато сделало киберпанк культовой субкультурой, научной фантастикой для интеллектуалов. Вышедший в 1984 году роман "Нейромант" ("Neuromancer") Уильяма Гибсона получил сразу две самые престижные премии в области научно-фантастической литературы - "Хьюго" и "Нибеолу". Роман стал символом "выхода киберпанка из пеленок" и вырулил течение на качественно новый уровень. Окончательно оформилось движение после появления "Схизматрицы" Стерлинга в 1985 г. ............ |