Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы метапоэтики В.С. Высоцкого
1.1 Метапоэтика в современной филологии и лингвистике
1.2 Структура метапоэтического текста В.С. Высоцкого
1.3 Принципы исследования метапоэтики В.С. Высоцкого
Выводы
Глава 2. Лингвистический аспект метапоэтики В.С. Высоцкого
2.1 Метапоэтика В.С. Высоцкого по данным дневника и эпистолярия
2.2 Совмещение поэтического и прозаического текста в метапоэтике В.С. Высоцкого
2.3 Игровое начало и синтетизм метапоэтики В.С. Высоцкого
Выводы
Заключение
Библиографический список
Введение
метапоэтика высоцкий лингвистический
Современный этап развития лингвистики характеризуется антропоцентрической направленностью, стремлением к постижению взаимодействия языка и личности. В связи с чем, изучение метапоэтики является одной из наиболее актуальных проблем филологической науки. А поскольку понятие «метапоэтика» является синкретичным для лингвистики, семиотики и литературоведения, остро стоит вопрос о ее лингвистической составляющей и определении.
Для нашего исследования основополагающим является определение метапоэтики, предложенное К.Э.Штайн, согласно которому «метапоэтика — это поэтика по данным метапоэтического текста, или код автора, имплицированный или эксплицированный в текстах о художественных текстах, «сильная» гетерогенная система систем, включающая частные метапоэтики, характеризующаяся антиномичным соотношением научных, философских и художественных посылок; объект ее исследования — словесное творчество, конкретная цель — работа над материалом, языком, выявление приемов, раскрытие тайны мастерства; характеризуется объективностью, достоверностью, представляет собой сложную, исторически развивающуюся систему, являющуюся открытой, нелинейной, динамичной, постоянно взаимодействующей с разными областями знания. Одна из основных ее черт — энциклопедизм как проявление энциклопедизма личности художника, создающего плотный сущностный воображаемый мир в своих произведениях» [Штайн, 2006:9].
Актуальность исследования. Исследование метапоэтики художественных текстов автора представляется важнейшей задачей современной лингвистической науки, поскольку осознается роль обращения поэтов и писателей к рефлексии относительно своих произведений, а также к репрезентации авторского «я» в произведении. В связи с чем, актуальным на сегодняшний день является изучение лингвистических особенностей частных метапоэтик, в том числе и изучение метапоэтики В.С.Высоцкого, уделявшего в своих текстах большое внимание своему творчеству, осознавая себя не только как поэта, но и как актера. Его метапоэтика включает в себя тексты различных жанров, ее основной особенностью является то, что она рождалась в спонтанном диалоге со зрителями на публичных концертах. Поэт, рассказывая о своей работе, комментируя некоторые песни, каждый раз вступал в особый диалог с аудиторией, а основные тенденции творчества, которые были достаточно рано сформулированы, развивались от концерта к концерту, насыщались все новым и новым содержанием, обогащались неповторимыми интонациями.
Данная работа представляет собой системное и целостное исследование лингвистических основ метапоэтики В.С.Высоцкого. ............