Елена Забелина, архитектор, соискатель кафедры культурологии и журналистики Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского
Каждое архитектурное сооружение несет отпечаток личности своего создателя. Но, пожалуй, редко в каком рукотворном произведении мечта и реальность, история и легенды так сплетаются друг с другом, как в замке и парке Мирамаре, что недалеко от города Триест в Италии.
До замка Мирамаре можно добраться морем, войдя в небольшую гавань, либо по суше - по дороге, ведущей из Триеста, и этот путь, вероятно, прежде был основным.
Заповедная зона начинается задолго до входа в парк: автомобильное движение ограничено, и к замку ведет пешеходная дорога вдоль каменистого и местами отвесного берега моря. Здесь, в окрестностях Мирамаре, морская вода прозрачна и чиста; если приглядеться, можно различить косяки рыб, проплывающие в глубинах, морских ежей, затаившихся на солнечной стороне подводных скал, многочисленных моллюсков, покрывающих шероховатые камни; оттенок воды изумительный, и невольно просится сравнение с редким драгоценным турмалином Параиба. Долгий путь повторяет изгибы берега, но силуэтов построек еще не видно, и чем дальше ведет дорога, тем сильнее разыгрывается воображение в предвкушении встречи с архитектурным ансамблем.
Вдруг слева, за турмалиновой бухтой, открывается вид на стену с зубцами и небольшой башенкой, но это еще не замок, а всего лишь ворота в парк, и до них нужно еще дойти. Огибаем бухту, взгляд еще раз окидывает земли на горизонте, серпом охватывающие залив: покрытые лесом холмы с красными черепичными крышами домов, чуть дальше - Триест, последний на этом берегу итальянский город, за ним начинается Словения, а вдалеке в голубоватой дымке видна Хорватия.
Дорога, пройдя сквозь огромные ворота, ведет дальше, становится тенистой; она напоминала бы усадебную аллею, если бы не поднимающийся справа склон холма, заросший разнообразными необычными для этих мест растениями. Внезапно со стороны моря открывается великолепный, немного рафинированно-открыточный вид на замок Мирамаре: высокий мощный цоколь, сложенный из каменных блоков, как бы выходит из морской пены, и все здание кажется изящным белокаменным ларцом, принесенным на берег волнами.
Дальше путь ведет на площадь с фонтанами в центре, опоясанную перголой на каменных колоннах, с деревянным решетчатым навесом ярко-красного цвета, ассоциирующимся с элементами традиционного японского сада; и замок неожиданно оказывается у вас за спиной. Если обойти фонтан, приблизиться к небольшой скульптурной группе, изображающей амазонку с воинственно поднятым копьем, готовящуюся поразить напавшего льва, и обернуться назад, перед взором предстанет еще один фасад замка.
После осмотра замка у внимательного наблюдателя появляется ряд вопросов: почему здание состоит как бы из трех объемов, два из которых соединены под острым углом, и башни, с моря напоминающей нос корабля? С чем связано использование восточных мотивов в мощении прогулочной галереи рядом с башней и орнаментов в технике «резьба по ганчу с цветным фоном», выполненных в нише балкона на западном фасаде здания? Для чего парадная лестница, ведущая в гавань, появляется неожиданно только после завершения обхода галереи, будто это мастерски продуманный режиссерский ход? На эти и другие загадки, будто специально поджидающие путника на каждом шагу в окрестностях замка Мирамаре, невозможно найти ответ, не познакомившись ближе с личностью человека свои мечты и реальный опыт которого воплотились в этом творении. ............