Рынок: сущность и содержание, преимущества и недостатки
Рынок – система отношений, в которой связи покупателей и продавцов настолько свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. Виды рынков: 1. В зависимости от территориального (внутренний, национальный, международный). 2. В зависимости от объектов купле продажи: - рынки потребительских товаров и услуг. – рынки ресурсов. – денежный рынок.
Рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучших хозяйствующих субъектов, использующих передовую технологию и высококачественные ресурсы.
Преимущества: функционирование как саморегулирующийся механизм, эффективное распределение ресурсов; возможность успешного функционирования в условиях ограниченной информации (достаточно иметь информацию о ценах на товары и услуги, о стоимости экономических ресурсов для нормального хозяйствования);рыночная экономика — бездефицитная экономика. В любых ситуациях рыночный механизм обеспечит равенство спроса и предложения; широкое использование достижений НТР. обеспечение свободы и независимости, как покупателей, так и продавцов, которые самостоятельно принимают решения о заключении сделок, найме рабочей силы и т.д.; способность быстро и эффективно удовлетворять разнообразные потребности людей; рациональное использование ресурсов, принадлежащих фирме.
Недостатки: автоматизм рыночного механизма достигается не сам по себе, а путем метода проб и ошибок, в результате чего общество может нести существенные потери; рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (здравоохранение, культура, спорт, общественный транспорт и др.); игнорирование рынком возможных негативных для общества последствий принимаемых решений; рынок не имеет системы социальной защиты. Доходы в рыночной экономике получают только владельцы экономических ресурсов. Инвалиды, дети, пенсионеры могут не иметь средств к существованию, поэтому государство должно решать социальные проблемы; отсутствие действенных мотиваций для фундаментальных исследований в науке. Рынок реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средства для теоретических исследований; нестабильное развитие, при котором взлеты рыночной конъюнктуры чередуются с ее падением.
Неспособность рыночного механизма решать определенные задачи требует вмешательства государства в рыночные отношения, государство берет на себя функции, которые принципиально не может выполнять рыночный механизм.
Современная школа науки управления. Общая характеристика и её отличия от классических школ
Школы М.:
1) школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гаитт. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда;
2) административная (поведенческая) школа - 1920-50 г.г. - А.Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея - существуют “универсальные” принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации;
3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт, Мслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками;
4) поведенческая школа (1950-настоящее время), представители - Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк - “эффективность достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии;
5) количественная школа (1950-настоящее время) - Винер, Акофф, Берталанфи - оптимальные управленческие решения ищутся с помощью компьютеров на основе использования математических моделей ситуации.Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на практике приносят повышение эффективности производства. Символический ключ М. ............