Место и роль вузов в системе субъектов гражданского права
В настоящее время, высшее образовательное заведение создается в соответствии с ГК РФ.[1] На высшее учебное заведение распространяется действие главы 4 «Юридическая лица» ГК РФ. Это значит, что в процессе создания вуз действует как субъект имущественных отношений. На деятельность высшего учебного заведения, выступающего в роли субъекта правоотношений, распространяется действие статьи 48, 49 ГК РФ. Высшему учебному заведению присуще внутренне организационное единство, которое проявляется в определенной иерархии, соподчиненности органов управления, составляющих его структуру, в четкой регламентации отношений между его участниками, обеспечивающее действия коллектива лиц как единого целого, формирование единой воли. Наличие имущественной обособленности, выраженное в наличии самостоятельного бухгалтерского баланса. Выступление высшего учебного заведения в гражданском обороте от собственного имени означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. Существующее исключение из правила самостоятельной ответственности юридического лица, предусмотренной в ст. 56 ГК РФ, свойственной государственным унитарным казенным предприятиям и учреждениям, ни в коей мере не колеблет общего принципа, поскольку ответственность иных субъектов права по долгам юридического лица является лишь субсидиарной (т.е. дополнительной к ответственности самого юридического лица).
Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ являются основой для правового регулирования деятельности высшего учебного заведения, дальнейшее развитие эти нормы-дефиниции нашли в специальном законодательстве в области образования. В частности, данные отношения урегулированы:
Федеральным законом «Об образовании» от 10 июля 1992 г.№ 3266-1-ФЗ;[2]
Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ;[3]
Федеральным законом «Об утверждении федеральной программы развития образования» от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ.[4]
Определенные изменения произошли в характеристике системы высшего профессионального образования с принятием Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», где вводится и раскрывается понятие «экономика системы высшего и послевузовского профессионального образования».
Впервые в статье 27 вышеназванного закона юридически закреплены отношения собственности в сфере высшего профессионального образования России.
Но законодатель оставил не раскрытыми такие понятия как:
- правомочия высшего учебного заведения по владению, пользованию и распоряжению имуществом;
- механизм разделения имущества высшего учебного заведения и учредителей;
- порядок предоставления платных образовательных услуг.
В этом законодательном акте не определен юридический статус «доходов» высшего учебного заведения.
В действительности, отношения высшего учебного заведения как самостоятельного субъекта права в сфере хозяйственных отношений давно сложились, однако, перечисленные выше проблемы остались неурегулированными гражданским законодательством, а также законодательством, регулирующим область хозяйственных отношений, складывающихся в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности высшего учебного заведения.
Законодательство о правовом статусе данного субъекта перенасыщено большим количеством подзаконных актов, из сопоставления которых нельзя вынести ясного представления по существу вопроса.
Не соотносятся необходимым образом акты различных отраслей права, призванные урегулировать хозяйственную деятельность вуза. ............