Дипломная работа
Методически значимые параметры коммуникативной компетентности менеджера
Содержание
Введение
Глава 1. Коммуникативная компетентность менеджера как объект психологического исследования
1.1 Понятие коммуникативной компетентности менеджера
1.2 Взгляды зарубежных и отечественных психологов на понятие коммуникативной компетентности
1.3 Коммуникативная компетентность как фактор эффективного делового общения
Глава 2. Общие характеристики коммуникационного процесса
Глава 3. Экспериментальное исследование методически значимых параметров коммуникативной компетентности
3.1 Исследование параметров коммуникативной компетентности методом экспертной оценки
3.2 Изучение параметров коммуникативной компетентности методом фокус -групп
3.3 Исследование методически значимых параметров коммуникативной компетентности методом анкетирования
3.4 Результаты анализа и интерпретации полученных данных
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений.
В современном мире почти вся коллективная деятельность организаций строится на коммуникативных процессах. Межличностные коммуникации в предпринимательстве и менеджменте несут на себе большую психологическую нагрузку, определяя успешность каждой из подструктур деятельности менеджера. Известно, что от 50% до 90% рабочего времени менеджера приходится на коммуникацию. Отсюда, среди профессионально важных качеств менеджера, определяющих успешность его профессиональной деятельности, особо следует выделить коммуникативные качества, точнее, коммуникативную компетентность, обеспечивающую эффективное деловое взаимодействие.
Коммуникативная компетентность менеджера является главным инструментом для решения управленческих задач, поскольку именно слова, организованные в речь, исполняют роль орудия труда в деятельности по управлению другими людьми. Процесс обсуждения мнений и выработки какого-либо решения – это, прежде всего, процесс общения. Однако общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.
В деятельности менеджера основными целями коммуникации являются получение или сообщение информации для эффективного выполнения работы и управления поведением людей. Уже на этапе разработки того или иного проекта менеджеру приходится пользоваться как существующей документацией, так и информацией, получаемой в процессе общения с другими специалистами.
Выработка мастерства в общение зависит не только от стажа этого общения и его систематичности. Формированием компетентности в общение следует специально заниматься. Одной из первых проблем, с которой сталкивается психолог, работающий в этом направлении, является проблема выделения основных параметров коммуникативной компетентности для диагностики уровня её развития. Заниматься диагностикой коммуникативной компетентности можно только на основе знаний о ее структуре.
Таким образом, изучение и диагностика параметров коммуникативной компетенции личности является актуальной проблемой психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Проведенный нами анализ научно-методической литературы по проблеме диагностики коммуникативной компетентности личности позволяет утверждать, что каждый психолог выбирает свой, нередко достаточно узкий набор диагностируемых параметров, причем основания выбора редко эксплицируются и далеко не всегда осознаются специалистом.
Исходя из выше сказанного, нам представляется важным определить методически значимые параметры коммуникативной компетентности менеджера.
Цель исследования: выявление методически значимых параметров коммуникативной компетентности менеджера.
Цель предполагает решение следующих задач:
1. проанализировать подходы к изучению понятия коммуникативная компетентность;
2. выделить и описать параметры коммуникативной компетентности менеджера;
3. провести экспериментальное исследование по выделению методически значимых параметров коммуникативной компетентности менеджера;
4. выявить методически значимые параметры коммуникативной компетентности методом экспертной оценки;
5. изучить параметры коммуникативной компетентности методом группового глубинного фокусированного интервью в форме групповой дискуссии (проведение фокус – группы) и методом анкетирования;
6. провести сравнительный анализ и интерпретацию полученных результатов исследования;
7. выделить методически значимые параметры коммуникативной компетентности менеджера.
Предмет исследования: методически значимые параметры коммуникативной компетентности менеджера.
Объект исследования: специалисты различного профиля администрации Красноярского края.
Гипотеза заключается в предположение о том, что среди множества параметров, определяющих коммуникативную компетентность менеджера, существует ряд методически наиболее значимых, к которым относятся: умение вступать в контакт, навыки и умения в выборе стиля и позиции в общение, способность изменять направление мысли собеседника, умение разрешать конфликтные ситуации.
Методы исследования: для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов, включающий в себя экспертную оценку параметров коммуникативной компетентности, проведение фокус-групп, анкетирование, сравнительный качественный и количественный анализ полученных результатов.
Глава 1. ............