Часть полного текста документа:Методические особенности начальной подготовки юных шахматистов Тренер шахматного клуба "Фаланга" при Центре развития детского творчества Первомайского района г. Москвы кандидат в мастера спорта В.Е. Анишева Интерес к шахматам в нашей стране всегда был очень высоким. Этому способствовали многочисленные бесплатные детско-юношеские школы, кружки при дворцах пионеров и домах культуры. В настоящее врем экономическая ситуация в стране несколько изменилась. Многие центры развития перешли на самоокупаемость, а все детские секции, в том числе и шахматные, стали платными. Но от этого интерес к детским шахматам не уменьшился. Родители детей, занимающихся в группах начинающих, указали в анкетах, что считают шахматы очень удобной формой развити умственных способностей детей. Не снижающаяс популярность шахмат среди детей заставляет тренеров искать новые методики и формы проведения занятий. В проведенном нами исследовании основной гипотезой была следующая: тип нервной системы оказывает определяющее воздействие на поведение человека в важных жизненных ситуациях, и в то же время он слабо подвержен изменениям под воздействием воспитания. Это позволило нам предположить, что, учитывая тип нервной системы при организации занятий с начинающими шахматистами, тренер сможет более эффективно построить методику начальной подготовки. С помощью теппинг-теста (автор Е.П. Ильин), проводимого перед началом обучения, мы определяли силу нервной системы (н.с.) каждого ученика. В результате были выделены дети с сильным, слабым и средним типами н.с. Предварительные наблюдения показали, что у детей со средним типом н.с. сила возбудительного и тормозного процессов уравновешена. Они воспринимали новый материал без особых трудностей. Единственная проблема, с которой нам пришлось столкнуться, это потер интереса к обучению у детей со средним типом н.с. Нам кажется, что при организации занятий эту тенденцию тренеру необходимо будет учитывать и больше внимания уделять индивидуальному подходу к подобным детям. В исследовании нас больше интересовали особенности поведения детей со слабым и сильным типами н.с., поэтому в эксперименте участвовали в основном эти дети. Задачей первой части исследования было выявить главные особенности учеников с различными типами н.с. при начальных занятиях шахматами. После определени типа н.с. мы проводили наблюдение за их поведением во время занятий шахматами. В качестве примера можно привести поведение двух учеников. Ученик А.В. Движения вялые, слабые и невыразительные, на занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одном и том же положении, постоянно что-нибудь держит в руках. Когда его вызывают, медленно подходит к демонстрационной доске. Отвечает довольно громко, но медленно. Однако стоит тренеру прервать его ответ каким-либо замечанием, как мальчик сразу смущается, голос его становится глухим, тихим, и такое состояние сохраняется довольно долго. Настроение колеблется между подавленным, угнетенным и спокойно-веселым. Тестирование показало, что он имеет слабый тип н.с. Ученик Е.С. Движения быстрые и живые. Во время урока постоянно меняет позу, непрерывно разговаривает с другими учениками. ............ |