1. Сущность и содержание прогнозирования
В настоящее время отмечается растущая потребность в прогнозах. Возрастает значимость практической ценности предсказательной функции научных теорий для принятия обоснованных решений. На первое место встает вопрос об актуальности повышения качества прогнозных исследований.
Прогнозирование соотносится с более широким понятием – предвидением.
Прогноз – это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогнозирование определяют как процесс разработки прогнозов. Прогнозирование рассматривается как необходимый элемент системы управления национальной экономикой, основная задача которого определяется ориентацией управления на возможные изменения состояния и развития объектов управления и внешней среды, их функционирования в будущем.
В процессе прогнозирования необходимо найти ответы на ряд ключевых вопросов:
1. В каком направлении можно влиять на процесс функционирования и развития прогнозируемой социально-экономической системы?
2. Как сформулировать цели развития прогнозируемой социально-экономической системы?
3. Что будет получено или что необходимо получить в результате прогноза, т.е. конечный результат или выход для системы управления?
4. Какими способами можно достигнуть поставленных целей, или каковы правила, процедуры и алгоритмы получения необходимого конечного результата прогноза?
2. Методы прогнозирования
Всю совокупность методов прогнозирования можно сгруппировать по различным признакам; степени формализации; общему принципу действия; способу получения и обработки информации; направлениям и назначению прогнозирования; процедуре получения параметров прогнозной модели и некоторым другим.
Наибольшее распространение имеет группировка методов прогнозирования по степени формализации, в соответствии с которой все методы можно разделить на интуитивные и формализованные.
Интуитивные методы прогнозирования позволяют получить прогнозную оценку состояния развития объекта в будущем независимо от информационной обеспеченности. Их сущность заключается в построении рациональной процедуры, интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки полученных результатов. При этом обобщенное мнение экспертов применяется как решение проблемы.
Характерным для методов экспертных оценок является научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом этапе; применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждения экспертов и формальной групповой обработке результатов. Наиболее часто эти методы используются при рассмотрении специальных вопросов, где невозможно выработать формализованную прогностическую модель.
При помощи экспертных методов можно решать следующие типовые задачи: составление перечня возможных событий за определенный промежуток времени; определение наиболее вероятных интервалов времени совершения совокупности событий; определение целей и задач управления с упорядочением их по степени важности; разработка альтернативных вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения; альтернативное распределение ресурсов для решения с ранжированием их очередности; альтернативные варианты принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.
Организация процедуры экспертной оценки включает несколько направлений: формирование репрезентативной экспертной группы; подготовку и проведение экспертизы; статистическую обработку полученных результатов опроса. ............